8/26/2013

Getting Things Done: вся идея GTD одним рисунком

Сегодня весь день у автора этих строк работа никак не клеилась, и он по этому поводу решил страдать ерундой написать пост в бложик. Повод тем более благодатный, ибо автору пришла в голову мысль сделать из всей системы Getting Things Done (басурм.: Приводим дела в порядок) один большой шарж забавы ради и пользы дела для. Собственно...

А что за GTD, собственно?

GTD это аббревиатура от Getting Things Done - название первой книги (ныне классической) от David Allen, где он предлагает систематизированный подход по управлению своими делами. GTD это не просто "ещё один тайм-менеджмент", а именно структурированный подход к упорядочиванию своих дел. Некоторое представление о том, как работает GTD, можно получить из поста по этой ссылке.


Книг на самом деле три:
  1. Getting Things Done (The Art of Stress-Free Productivity) вышла в 2001 году и сразу захватила умы страждущих. Содержит основные идеи по упорядочиванию дел на уровне действий (Actions) и проектов (Projects). Надо сказать, что первый блин вышел не то, чтобы комом, но не очень удачным: книга несколько водяниста и любит себя повторять.
  2. Ready for Anything (Ready for Anything: 52 Productivity Principles for Work and Life) опубликована в 2003 году в ответ на критику по поводу отсутствия в первой книге идей о том, откуда проекты взять и как ставить цели. На взгляд автора этих строк, книга вышла слишком философской и оторванной от реальности, хотя аудиокнига (сильно сокращённый вариант текста) содержит ряд полезных идей.
  3. Making It All Work (Winning at the Game of Work and Business of Life) увидела свет в 2008 году, и вот она-то удалась: хорошо структурированная и продуманная, книга содержит детального описания устройства GTD по достижению контроля и перспективы.
Читать стоит все три книги, но начинать следует всё-таки с первой, Getting Things Done - остальные книги подразумевают, что читатель уже в курсе, что такое GTD и почему держать все свои планы и проекты в голове это плохая идея.

Вторую книгу можно пропустить без ущерба для понимания, а вот Making It All Work как раз стоит внимательно прочитать. Здесь Дэвид Аллен как раз и раскрывает всю идею GTD в понятной схеме:



Эта схема как раз и взята из книги Making It All Work где она подробно и доступно объясняется.

Она показывает, что для того, чтобы быть Капитаном и Командиром, следует иметь не только контроль над ситуацией, но и перспективу. О том, как достичь и того, и другого, GTD и рассказывает в трёх книгах - каждый раз несколько иначе, добавляя недостающих деталей и предлагая информацию к размышлению.

Достигаем контроля (Control) над своими делами с помощью GTD


Достижение контроля означает освоение пяти шагов:
  • Capture (Запись всего) - ничего не держать в голове, а записывать на бумаге, печатать в текстовом редакторе и фиксировать другими способами. Главное - вытащить всё из головы и положить перед собой, чтобы было легче разбираться.
  • Clarify (Прояснение) - каждый клочок бумаги, обрывочный текст или нацарапанный на столе телефонный номер требует прояснения. Что это? Можно ли по этому поводу что-то предприять? Может, это проект? Справочные материалы? Событие в календарь? Или просто мусор?
  • Organise (Организация) - когда мы выяснили, что делать (и делать ли вообще) с кусочком информации, его надо соответственным образом организовать. Свои идеи стоит разбить на проекты, каждый из которых имеет цель, идеальный результат, нагенерированные идеи (Brainstorm) и список активных шагов по достижению желаемого результата.
  • Review (Обзор) - любая, даже самая навороченная GTD-система, мертва, если она не обновляется регулярно. Мир движется слишком быстро, и список дел к концу рабочей недели успеет устареть: часть шагов выполнена, часть следует запланировать, а некоторые проекты, возможно, уже стали не актуальны. Обзор следует делать раз в неделю - потому он и называется Weekly Review.
  • Engage (Выполнение) - теперь, когда у вас всё организовано, следует сделать список проектов и активных шагов: либо распечатать, либо загрузить в смартфон\планшет. При этом и себе, и другим, время от времени стоит задавать вопрос "Каков следующий шаг?" (What is the next action?). Это позволяет превратить мутные и манящие проекты в реально осуществимые шаги.
Схема, содержащая шаги Capture, Clarify и Organize, выглядит примерно так:


Идея в том, чтобы всё сложить в одну корзину "Входящие" - бумажные данные оцифровать, цифровые - переместить в один файл для обработки. Далее принимается решение о том, что представляет собой данный клочок бумаги \ данных - можно ли предпринять какие-то действия по этому поводу или нет.

Actionable stuff

Если клочок бумаги в ваших руках требует каких-то действий, то это может быть:
  • Next action (активное действие) - купить молоко, оплатить счёт, добавить рисунок в пост;
  • Project (проект) - это цель, которая достижима менее чем за год и требующая больше одного физического действия. Пример: написать пост в блог, исследовать оптимизационный алгоритм, купить новый смартфон.
  • Waiting for (ожидание) - иногда действия требуются не от вас, а от других, и работу можно перепоручить. Это, безусловно, приятно, но всё равно требует контроля и учёта - что именно поручено и когда требуется.
  • Calendar (событие) - это действие, которое имеет смысл в определённый день. Для этого в нашей GTD-системе должен быть календарь, куда стоит заносить все события и регулярно их обновлять.
То, как вы всё это организуете - на бумаге, на смартфоне, в веб-сервисе, или даже в виде сложного LaTeX-файла - не имеет значения. Важно регулярно обновлять и улучшать систему, чтобы вы могли ей доверять.

На самом деле, создание GTD-системы "под себя" - не такая сложная задача, как кажется. Можно использовать LaTeX, как это сделал я, или Markdown, если web-просмотр вам ближе - важно, чтобы язык или программа позволяла легко создавать и менять списки. Список - ядро GTD, поскольку многое  в GTD это просто список:
  • список проектов
  • список активных шагов
  • календарь это по сути список событий
  • список зон ответственности (areas of focus)
 Использование готовых программ, хотя и полезно на первых порах, в дальнейшем может привести к трудностям - рано или поздно вы захотите подстроить GTD под себя, и это в сторонней программе может быть нетривиально.


Non-actionable stuff

По многим вопросам не нужно делать активных действий, но тем не менее они важны и нужно их хранить:
  • Someday\Maybe (Когда-нибудь\может быть) - это список разного рода безумных затей и оголтелых проектов, которые пока либо не дозрели, либо вообще не понятно, понадобятся ли. Тем не менее, такие затеи лучше хранить списком и время от времени навещать.
  • Reference materials (справочные материалы) - ссылки, руководства, гарантийные талоны, умные мысли и цитаты. Файловая система компьютера сама подсказывает способ упорядочивать подобные данные, а для справочных материалов в бумажном виде придётся купить папки, чтобы весь этот скарб хранить.
Или не хранить: многое имеет свойство устаревать и терять значение, поэтому бумажный шредер и кнопка DEL ваши самые лучшие друзья.


Зачем делать еженедельный обзор (Weekly Review)?

Любая система устаревает - как сама по себе (вашу реализацию GTD придётся время от времени допиливать под обстоятельства), так и данные, которые в ней содержатся (проекты, активные шаги и цели). Поэтому как бы вам не было лениво, Еженедельный обзор есть самая важная привычка в деле GTD.

Схематично еженедельный обзор можно представить в виде:



В Интернете вы найдёте массу рекомендаций о том, как делать Еженедельный обзор за рулём, под водой и в коленно-локтевом положении, но горькая правда всегда одна: либо вы его делаете регулярно (и это входит в привычку), либо вся эта изящная GTD-система перестаёт на вас работать.


Ключ на старт!

Всё запланировано, разложено по полочкам, загружено и распечатано - время, собственно, делать дело! Вся эта GTD-система от товарища Аллена на то и создана, чтобы позволять делать дела быстрее и эффективнее. При этом решения принимаете вы, руководствуясь четырьмя критериями:
  1. Context (контекст) - есть дела, которые можно сделать только за компьютером (что-то посмотреть в Интернете), или только с помощью телефона (сделать несколько звонков), и такие дела лучше всего объединять в серии.
  2. Time (время) - вряд ли стоит затевать писать эпических размеров пост длинной в "Войну и Мир", если у вас есть 10 минут перед ответственной встречей. Стоит перегруппировать свои дела, чтобы выделить длинный кусок времени для масштабных дел.
  3. Energy (запас сил) - если вы не выспались или пребываете в состоянии insect mind-state, стоит пройтись по списку активных шагов и проектов в поиске чего-нибудь несложно-мухобойного, что всё равно придётся делать. Наоборот, если у вас из всех щелей брызжит креатив, вот как у автора этих строк сейчас, стоит отложить другую работу и дать креативу волю.
  4. Priority (приоритеты) - есть проекты, которые не горят, но очень важны, а есть рутинная мелочь, которая не сильно способствует продвижению вперёд. Важно не скатываться в простое выполнение проектов, а выполнять важные именно для вас задачи.
Выглядит в виде схемы это как-то так:




Всякий раз, когда ваши мысли мутны, неясны или бесцельны, стоит подняться над ситуацией и подумать на другом горизонте:
  • Если вы заняты (активные действия), и у вас нет ясности - остановитесь и пересмотрите свои планы.
  • Если вы планируете (организация),  и у вас нет ясности - возьмите чистый лист бумаги, чтобы сделать мозговой штурм. Может быть, вам нужно больше информации или идей.
  • Если вы пытаетесь делать мозговой штурм, и у вас нет ясности - вернитесь к желаемому результату и тому, как выглядит успех.
  • Если вы пытаетесь представить идеальную картину (видение), и у вас нет ясности - вернитесь к вашей цели: зачем вы это вообще делаете?

Ясность - одно из проявлений полного тумана. Чтобы видеть ясно, заберитесь повыше.


Достигаем перспективы (Perspective) с помощью GTD

Нужно мыслить перспективно для того, чтобы ставить себе цели и формулировать проекты для достижения этих целей. Здесь нам снова пригодится GTD: будучи структурированным подходом для самоорганизации, GTD поможет разложить проекты, зоны ответственности, цели, видение и назначение. Аллен предлагает аэрокосмическую аналогию по высотам - чем больше высота, тем более абстрактные и перспективные идеи там лежат:



  • 50.000 футов - Назначение и Принципы - вопрос "Зачем это делать?"
  • 40.000 футов - Видение и Стиль жизни - вопрос "Как выглядит успех и желаемый стиль жизни в далёкой перспективе?"
  • 30.000 футов - Цели и Средства - вопрос "Чего я хочу достичь в течение года или двух?"
  • 20.000 футов - Зоны ответственности - вопрос "Что я хочу поддерживать?"
  • 10.000 футов - Проекты - вопрос "Что я хочу завершить?"
  • 0 футов, Взлётная полоса - Следующие шаги - вопрос "Что мне нужно сделать?"
Каждый уровень содержит списки или проекты, которые должны отражать содержимое нижних уровней и согласоваться с более высокими. Чем выше горизонт, тем проще его структура, но сложнее формулировать содержимое. Чем ниже горизонт, тем сложнее им управлять.
Поэтому самая сложная часть GTD - взлётная полоса: создание структуры, которая содержит все ваши действия - сложное занятие. Наоборот, описание назначения ваших проектов (и жизни) и принципов - просто (это просто список), но формулировать их, по понятным причинам, нелегко.



Начнём с самого приземлённого уровня, как советует Дэвид Аллен - со взлётной полосы.

0 футов, Взлётная полоса: Следующие шаги

Горизонт Следующих шагов - это список всех активных действий, упорядоченных по проектам, контекстам или приоритетам. Каждый выполненный шаг, по идее, приближает вас к реализации проекта, который с этим шагом связан.

Вопрос, который здесь следует задать себе на этом уровне: "Что мне нужно сделать?"



Любой самый навороченный проект можно разбить на последовательность шагов. Иногда проще всего продвинуть проект, задав себе (и окружающим) вопрос: "Так каков следующий шаг?"


10.000 футов: Проекты

Горизонт Проектов, который содержит все ваши проекты, достижимые в течение года. Такой срок объясняется тем, что эти проекты нужно мониторить и обновлять каждую неделю.

Вопрос, который здесь следует задать себе на этом уровне: "Что я хочу завершить?"


Проект, как и цель - не то, что вы делаете: вы можете только выполнить шаги, достаточные для того, чтобы проект считать завершённым. Каждый проект должен содержать цель, видение, активные шаги и материалы для проекта.


20.000 футов: Зоны ответственности

Горизонт Зон ответственности (фокуса) содержит список областей или категорий, которым вы отдаёте предпочтение или уделяете особое внимание.

Вопрос, который здесь следует задать себе на этом уровне: "Что я хочу поддерживать?"


Зоны ответственности это такой высокоуровневый проверочный список (checklist), который определяет микс ваших проектов. Если вы слишком много работали, есть смысл больше уделить времени отдыху, например.


30.000 футов: Цели и Средства

Горизонт Целей и Средств содержит список целей, которые вам хотелось бы достичь в течение года или двух.

Вопрос, который здесь следует задать себе на этом уровне: "Чего я хочу достичь?"
С каждой целью следует ассоциировать проект(ы), которые помогут достижению целей. Скажем, проект по переезду в другой город - дело хлопотное, и одним проектом здесь не обойтись.

Цели придают вашей лодке устойчивость в океане событий: оценивая, сколько времени и средств отнимет большой проект, вы приобретаете возможность точнее прогнозировать свои действия.

40.000 футов: Видение и Стиль жизни

Горизонт Видения и Стиля жизни содержит список интересных, увлекательных, заманчивых долгосрочных целей, мечтаний и желаемого стиля жизни, которые вам хотелось бы достичь. Это не "как добраться отсюда вон туда", а скорее "а что там-то?".


Вопрос, который здесь следует задать себе на этом уровне: "Как выглядит долгосрочный успех?"


Если у вас хорошо развито воображение, то можно сделать небольшой коллаж из картинок и текста, который отражает ваши мечты на будущее. Хорошо сделать нечто вроде карты сокровищ


На этом уровне не обязательно прилинковывать проекты для достижения своих мечтаний - это скорее мотивирующий плакат, видение, перспектива, которая определяет направление ваших повседневных действий.


50.000 футов: Назначение и Принципы

Горизонт Назначения и Принципов - самый философский из всех. Это короткое, но энергичное (а главное правдивое) описание того, зачем вы всё это делаете. В конечном итоге это должен быть ответ на вопрос "в чём назначение вашей компании\жизни?"
  Вопросы, который здесь следует задать себе на этом уровне: "Зачем я всё это делаю?" и "Я в своей лучшей форме, когда...?"


Самый верхний горизонт часто представляет собой одно предложение с ответом на вопрос для себя "Зачем я это всё делаю?" и списком Принципов (это некие стандарты и ценности, ниже которых вы не позволите себе жить и работать).  К этому ещё можно прибавить список цитат, которые вам дороги.


Контроль и Перспектива = Капитан и Командир

Этот пост призван подвести итог более чем шестилетнему опыту использования мной системы GTD. За это время несколько раз сменился формат бумаги (А6 -> A5 -> A4 -> A5), формат электронной версии (текстовые файлы -> чистый LaTeX -> LaTeX + Kile + Markdown + Zim) и прибавилась техника тайм-менеджмента Pomodoro.

Сначала живётся в режиме выживания (Survivalist), имея мало контроля и мало перспективного видения.

С приобщением к GTD, появилось больше контроля над обстоятельствами. Но способность (и смелость) перспективного видения - не то, что приобретается за неделю, и автор постепенно скатился в микроменеджмент (много контроля, мало перспективы).

Обладая контролем над проектами, действиями и идеями, автор начал слишком много фантазировать и редко обновлять GTD-систему, на некоторое время превратившись в Мечтателя (Crazymaker).

Прочтение Making it all work имело тонизирующий и оздоравливающий эффект: набранный контроль и упорядоченное мечтательство позволило приблизиться к состоянию "Капитана и Командира", и уверенно выдерживать курс к своим целям, не смотря ни на что.



Не стоит думать, что GTD есть попытка свести всю жизнь к механистическому вычёркиванию заранее запланированных шагов: GTD просто помогает держать картину своих планов и проектов под контролем. Этот пост, например, вообще не был запланирован и никогда не присутствовал в моей системе - просто этим утром какой-то винтик повернулся в голове, и я решил, что это именно то, что стоит сегодня сделать.

Как и было обещано, полная картина GTD в виде одного коллажа:

Вся схема Getting Things Done. Кликабельна, 700кб JPEG

Так или почти так выглядит вся идея Getting Things Done, сформулированная и практикуемая Дэвидом Алленом и миллионами людей по всему миру.

Вся схема доступна для загрузки:
Исходник для схемы принятия решений в SVG можно скачать по этой ссылке. Шрифт, использованный в схеме, называется Jikharev.

Благодарности

Автор в неоплатном долгу перед сервисом shutterstock и другими сайтами, откуда были надёрганы векторные картинки для GTD-схемы. Ну и перед David Allen, разумеется, который помог (и делает это по сей день) многим GTDшникам делать дела быстрее, мыслить ширее и поступать смелее.

28 комментариев:

  1. Очень забавно открывать ссылку "вся идея ... одним рисунком" и видеть статью такого объёма...

    ОтветитьУдалить
  2. +1, ни разу не смог дочитать подобную статью.

    Подозреваю что моя организация todo листов - нечто похожее на то что предлагается, но никаки не могу переубедить себя что чтение подобных статей - пустая трата времени.

    ОтветитьУдалить
  3. А теперь поставим вопрос иначе: не занимает ли раскладывание задач по полочкам большее количество времени нежели непосредственное их выполнение? Нет, серьёзно, стоит оно прочтения или это лишняя трата времени?

    ОтветитьУдалить
  4. Снимаю шляпу за проделанную работу. Схема получилась крутая.
    Осталось перечитать эту статью N раз до полного просветления :-)

    > выши мысли мутны
    вАши мысли

    ОтветитьУдалить
  5. Всегда веселят люди, которые думают, что "раскладывание задач по полочкам занимает большее количество времени, нежели непосредственное их выполнение". :D

    Во-первых, эта методика, изначально, разработана, скорее всего, не для вас. Она для руководителей начиная от "среднего звена", у которых рабочий стол завален бумагой и зона ответственности охватывает человек 20. Или для "индивидуальных предпринимателей", которым нужно решать ВСЕ задачи бизнеса и ещё и умудряться собственно поставлять услуги. Или для людей настолько творческих, что идеи и дела появляются у них каждый день, и поток этот невозможно остановить.
    У всех этих людей такого вопроса не возникнет, потому что им не надо объяснять, что ты или организуешь свою работу, или умрёшь под завалами.

    Понятное дело, что если ты непосредственный работник "на местах", с зачатками семьи, и без видения будущего, то пары-тройки todo списков тебе хватит.

    Во-вторых, такое наплевательское отношение к вопросу организации говорит и об отношении к жизни и работе в целом. Раз человек не понимает, зачем ему *разбираться* в своих задачах и упорядочивать их, значит, ему глубоко пофиг на качество и результативность.

    Ridiculous, как говорится. Смехотворно.

    ОтветитьУдалить
  6. virens, я, если честно, только в конце статьи понял, что эта схема - не из книги. ;) Офигенная работа, спасибо!

    Чисто из желания порассуждать: интересно, меньше, чем за пять-десять лет (или всю жизнь), можно перестроить себя на такой серьёзный контроль за своей деятельностью, или нет?.. :)

    ОтветитьУдалить
  7. @Сафронов
    Всегда веселят люди, которые думают, что ...
    Всегда забавляют товарищи, которые считают себя выше других. Нос нужно держать по ветру, а не задирать к солнцу =)
    Во-первых, эта методика, изначально, разработана, скорее всего, не для вас. Она для руководителей начиная от "среднего звена". Понятное дело, что если ты непосредственный работник "на местах", с зачатками семьи, и без видения будущего, то пары-тройки todo списков тебе хватит.
    Во-первых, откуда вам знать социальный статус виртуального собеседника? Вам незнакомы откровенно безалаберные руководители _любого_ звена? Про работников на местах описали так, будто "с зачатами семьи" означает без зачатков серого вещества в коре больших полушарий.
    Во-вторых, такое наплевательское отношение к вопросу организации говорит и об отношении к жизни и работе в целом.
    И снова не прав. Отличный организатор в жизни может быть безумным занудой, коим, рискну предположить, вы и являетесь ;) А отношение к работе зачастую зависит от того, насколько она интересна конкретному индивидууму. Например, Васе интересно водить троллейбус, но он наплевательски относится к своей работе грузчиком.
    В-третьих, хороший руководитель должен хоть немного разбираться в психологии. Вам знаком транзактный анализ? Вряд ли, иначе вы не писали бы подобных комментариев.
    Впрочем, к теме статьи это уже никоим образом не относится.

    ОтветитьУдалить
  8. Автор тут. На минутку - у нас тут уже ночь на дворе, приду утром потрол^W покомментировать.

    @Марк Сафронов и @redVi

    Граждане, бокс по переписке - это увлекательно, но постарайтесь создать по крайней мере видимость конструктивной беседы и не слишком переходить на личности.

    По теме поста.

    1. GTD это не todo-лист, и Дэвид Аллен в своих выступлениях на это напирает. Объём информации и скорость убьют туду-листы при сколько-нибудь серьёзной работе.

    2. О перестройке себя под GTD и стоит ли игра свеч: it depends. Если за вас планирует начальство \ декан факультета \ менеджер проекта, то календариком и туду-листом можно ограничиться, если нет желания\потребности достичь большего. Но если оное желание таки есть, туду-листа будет мало.

    3. Для каждого человека GTD-реализация будет разной. Аллену нужен навороченный календарь и tickler-file, потому как у него жизнь напичкана встречами. У меня календарь очень куцый и часто вырождается в простой список дедлайнов, зато очень навороченная система отслеживания проектов. GTD даёт общую схему, а вы сами делаете её реализацию.

    4. Не надо реализовывать всё и сразу - лепите GTD постепенно. Weekly review (еженедельный обзор) - это самое главное дело, ибо без регулярного пересмотра своих действий (раз в неделю) система потеряет актуальность.

    5. Потраченное время VS польза - это как освоение vim/emacs: сначала толкаешь товарный вагон, на что тратишь много сил, а потом он тебя сам везёт. Часто забытый (но важный) шаг или пропущенный дедлайн стоят очень-очень дорого: пропущенная конференция может быть раз в два года, а забытая (или не сделанная по незнанию) переподача на визу светит депортацией в Сибирь в трюме с неграми :-)

    ОтветитьУдалить
  9. @virens
    break
    Ай, ладно, уже и пошалить нельзя :)
    Потраченное время VS польза - это как освоение vim/emacs
    Вот так бы сразу! Аналогия предельно ясна, берём курс на GTD.

    ОтветитьУдалить
  10. Спасибо за замечательный пост, virens! Молчал-молчал месяц и тут выдал на гора! Похоже, дельная это штука - GTD, раз ты столько времени ей уделил. Суечусь, суечусь, а о важных делах, но в далекой перспективе, и подумать не успеваю. А нужно-то навесной мост перекинуть от дня сегодняшнего до реализации задуманного. Гм... тут бы мне любимый Org-mode и GTD соединить для эффективности, а пока почитаю другие твои посты по GTD.

    P.S. Ты изобрел новый знак русской орфографии - обратная косая черта. Поправь на косую черту _без_пробелов_, как того требуют правила.

    ОтветитьУдалить
  11. А вот и автор тут, пришёл насаждать демократию :-)

    @Ryukzak комментирует...

    Очень забавно открывать ссылку "вся идея ... одним рисунком" и видеть статью такого объёма...

    А это такой тонкий психологоческий ход. И потом, одним рисунком оно всё-таки показано, не так ли?

    @Vladimir Rusinov комментирует...
    ни разу не смог дочитать подобную статью.
    Владимир, это просто меня в тот день пробило на сатори, я постиг дзен и решил им поделиться. Собственно.

    Подозреваю что моя организация todo листов - нечто похожее на то что предлагается

    Туду-лист плох тем, что в нём смешались кони, люди, и залпы тысячи орудий (с). То есть в туду листе не просто следующие шаги, а проекты, комментарии, встречи... И всё это в одном месиве.

    GTD это систематический подход. Здесь вы видете, куда ведут (если они вообще ведут) ваши активные шаги и проекты.

    Часто для того, чтобы увидеть большую картину, нужно сделать набросок всех своих проектов. ВСЕХ. И тогда видно, что чего-то не хватает, или наоборот - что вы делаете что-то не то, что нужно.

    не могу переубедить себя что чтение подобных статей - пустая трата времени.

    Ну, можно прочитать все три книги, прослушать аудиокниги и думать над всем этим. Посты, подобные этим, ценнЫ тем, что автор поста всё это проделал сам и делится найденными по ходу просветлениями. Древние просветления ценили, кстати :-)

    ОтветитьУдалить
  12. @redVi комментирует...
    А теперь поставим вопрос иначе: не занимает ли раскладывание задач по полочкам большее количество времени нежели непосредственное их выполнение?

    Отличный вопрос, кстати! Давай смотреть.
    Самое важное, и самое занудное - это Еженедельный Обзор (Weekly Review). Книжку прочитал - и ладно, а ЕжОбзор придётся делать каждую неделю.

    В Сети есть куча хвастливых заявлений, что еженедельный обзор у настоящих мучачос занимает полчаса. Я склонен к этому относиться с большим скепсисом. Конечно, если проектов в голове всего десяток - оно, может, и так. Но у меня много идей по исследовательским проектам, и пройтись по ним (даже по Активным и Ожидаемым) за полчаса - абсолютно нереально.

    Мой обзор занимает 4-5 часов. Иногда больше. Обычно я делаю его в Воскресенье утром. Вопрос ``А зачем оно надо?!'' непраздный.

    Ценность Еженедельного Обзора в том, что вы проходитесь по проектам (не по всем - только по Active и Pending) и обновляете активные шаги, необходимые для их завершения. Стоит ли оно того?

    В общем да. Например, некоторое время назад мы с коллегой по комнате делились впечатлениями за обедом - и он мне подкинул идею про LMI (Linear Matrix Inequalities). Я его попросил прислать емайл на эту тему, и попутно попгуглил. Что-то нашёл, показалось интересным, и я создал проект в разделе Someday/Maybe на тему изучения LMI. Этот проект у меня так и висел, вместе со всем найденными ссылками и полезными статьями по теме внутри.

    А недавно шеф неожиданно выиграл краткосрочный грант, и там как раз нужно решить проблему с помощью LMI. О, а вот проектик-то у меня есть, и я на встречу с шефом пришёл с распечатками проекта.

    Вопрос: стоило ли оно того, чтобы поддерживать это в моей GTD-системе?

    Ответ: таки да.

    Ну и прочее. Зашла к нам потрепаться Faculty Officer (ну, мадам, которая ведает разного рода формальностями), а у меня в GTD висит к ней пара вопросов. О, а вот я как раз её и спросил - и получил ценные ответы (оказывается, для что за несколько увесистых книжек, котоыре я купил на свои деньги, можно получить от факультета компенсацию, заполнив новую форму KML10912309183MLE - а я и не знал!). Вычёркиваем, создаём новый проект.

    И так далее. Просто такие веши (идеи, формы, ход исследовательских проектов, идеи для научных статей и конференций) удобно хранить в одной централизованной системе, чем в бесформенной куче липучек и TODO-листов.

    Нет, серьёзно, стоит оно прочтения или это лишняя трата времени?

    Ну, вот был ты в школе, и заставляли тебя читать Войну и Мир. Вот стоило оно того? Да, потому что так ты учишься писать лучше: читая классическую литературу вместо матюгов на заборе, школяр впитывает правильный язык и пишет грамотнее.

    То же самое: читая GTD и думая об этом, ты понимаешь, что иметь (хотя и не сразу) все свои задачи, проекты, мечты и активные шаги в ОДНОМ месте наверное лучше, чем разбросанными по всему столу.

    ОтветитьУдалить
  13. @Anton Yakutovich комментирует...

    Снимаю шляпу за проделанную работу.

    Дык это, у меня сакура зацвела, на сатори пробило - вот, собственно, и пост :-)

    Схема получилась крутая.

    А то ж! Я восемь лет медитировал в огороде :-)

    Осталось перечитать эту статью N раз до полного просветления :-)

    Надеюсь, что оно пригодилось. Это как zsh - стоит попробовать

    выши мысли мутны
    Спасибо, пофиксено.




    @Марк Сафронов комментирует...

    Всегда веселят люди, которые думают, что "раскладывание задач по полочкам занимает большее количество времени

    Марк, на самом деле это не очевидно. Человек - ленивая обезьяна по сути (и автор этих строк - не исключение). Тем более, что бОльшую часть юности за эту обезьяну составляют расписание и планы ДРУГИЕ люди (дет.сад, школа, университет\колледж). Люди привыкают, что кто-то другой распределяет ЗА них задачи.

    Дэвид Аллен про это говорит в том ключе, что планирование своих проектов и целей самостоятельно - всё равно, что идти плавать в море, глубины берега и наличие акул в котором ты не знаешь. Это стрёмно. И я понимаю, откуда дует ветер вопросов у @redVi.

    Кстати, забавно, но, будучи сотрудником университета, я это хорошо вижу на примере postgraduate students (аспиранты). То есть им даётся 3 года на научные исследования, и потом нужно писать диссертацию. Никаких курсов. Никаких планов. Ничего. Делай, что хочешь. Народ шугается.

    Пример с postgraduate students (и исследованиями вообще) несколько драматизирован, но в целом идея такая: наличие (и поддержание!) списка проектов, ведущих к цели, не очевидно.

    Во-первых, эта методика, изначально, разработана, скорее всего, не для вас.

    Она работает независимо от "звена". Я вполне себе рядовой исследователь, и GTD у меня отлично работает.

    рабочий стол завален бумагой и зона ответственности охватывает человек 20.

    Марк, не обязательно. У меня зона ответственности - три человека (и шеф, которому нужно напоминать о дедлайнах). Базовые принципы GTD работают везде.

    им не надо объяснять, что ты или организуешь свою работу, или умрёшь под завалами.

    Опять-таки, это не очевидно. Пример: есть LaTeX, но его необходимость для БОЛЬШИХ документов неочевидна - ведь есть ЁпенОфис! Понимание этого приходит к гражданам, не отягощённым матаном, только после 90-ой страницы месива картинок, формул и библиографии в ворде...

    если ты непосредственный работник "на местах", с зачатками семьи, и без видения будущего

    Рискую обощить, но отсутствие видения будущего - результат слишком долгого дрейфа по течению с туду-листами.

    Раз человек не понимает, зачем ему *разбираться* в своих задачах и упорядочивать их, значит, ему глубоко пофиг на качество

    Марк, ты слишком категоричен - хотя я понимаю, почему. И в целом согласен. Ну и плюс @redVi троллит :-)

    Насчёт "непонимает, зачем ему разбираться" - дело в том, что профит не очевиден. Зачем разбираться с Линуксом, Емаксом или Лиспом? Зачем готовить еду самостоятельно, когда можно ходить в МакДональдс?

    Профит не очевиден. А тогда, когда человек обрастает семьёй, детьми, нелюбимой работой и двумя ипотечными кредитами - планировать свои цели часто уже поздно. Плыть по течению удобно, ибо ощущается движение, но то, что это движение несёт тебя не туда, куда тебе хотелось бы, ни разу не очевидно.

    Плюс способность планировать жизнь приходит с опытом (и возрастом) - при условии того, что реципиент об этом задумывается и натыкается на GTD (или ещё что-то). Такие посты - попытка сделать натыкание на необходимость планирования более вероятной.

    Ridiculous, как говорится. Смехотворно.
    Те, кто набрали кредитов (да ещё и ипотечных) в 2008 в долларах было не смешно, я гарантирую это. Подобные казусы - неспособность планировать свои действия (и финансы) достаточно далеко вперёд.

    ОтветитьУдалить
  14. @Марк Сафронов комментирует...

    virens, я, если честно, только в конце статьи понял, что эта схема - не из книги. ;)

    Ну, отчасти они навеяны книгами. Уши схемы с контролем VS перспективы растут из Making it All Work.

    Офигенная работа, спасибо!

    Пожалуйста! Как я уже отмечал выше, на меня в тот день свалилось озарение - что ж добру-то пропадать....

    Чисто из желания порассуждать: интересно, меньше, чем за пять-десять лет (или всю жизнь), можно перестроить себя на такой серьёзный контроль за своей деятельностью, или нет?.. :)

    Самое трудное в GTD - Еженедельный обзор, и вот эту привычку завести нелегко.

    Потом, я только пару лет назад для обзора (и планирования!) высоких горизонтов начал использовать Graphviz. Соберусь с силами - выкачу про это пост. Если кратко: я в каждом LaTeX-файле сделал строчку вида:

    \gtdprojectlevel{"Name" -> "20.000" -> "Goal"}

    и она для каждого проекта - разная. То есть я для каждого (в том числе нового) проекта пытаюсь выяснить, зачем я это делаю. После этого простым и грязным скриптом на питоне вытаскиваются эти строки из ВСЕХ латех-файлов моей LaTeX-GTD и скармливаются GraphViz, который строит систему взаимосвязей проектов и целей. Получается хтонических размеров схема, где видны ВСЕ твои проекты.

    Насчёт "сколько лет всё это осваивать". Дело в том, что обстоятельства меняются, и GTD должна подстраиваться под них соответственно. Это moving target. Переваривание GTD+Making it all work меньше, чем три месяца, не займёт. Но это делается по ходу работы, а не вместо.

    Базовая система, кстати, у меня была готова, если не изменяет память, где-то через полгода. Её куски кочуют со мной до сих пор.

    @redVi комментирует...
    Всегда забавляют товарищи, которые считают себя выше других.

    Ну это, если у него есть обзор на высоте 40000 футов - почему бы и не задрать нос к солнцу? :-)

    Во-первых, откуда вам знать социальный статус виртуального собеседника?

    Ты удивишься, сколько (и какой!) информации можно выудить из поисковиков.

    Но не это главное. Если собеседник задаётся вопросами типа "зачем GTD, если есть туду-лист? Да и нужен ли туду-лист?!", значит сколько-нибудь далёких (и осуществимых) целей у собеседника нет. Или он о них не в курсе. В любом случае, это даёт пишу для спекуляций. И что-то мне подсказывает, что Марк в общем-то недалёк от правды.

    Вам незнакомы откровенно безалаберные руководители _любого_ звена?
    Дык оно же руководство - оно и не обязано быть компетентным!

    Вон у нас тут мистер Конрой, министр телекома (экономист по образованию), загорелся мыслью задудонить в Австралии проект "оптоволокно в каждый дом". Ну ты понял, да?!
    Если нет - открой карту Австралии и посмотри. А потом посмотри на плотность населения... Но Конрою же это не важно - он оптоволокна в глаза не видел никогда в жизни. И что же мы имеем в результате? Сюрприз-сюрприз...

    И снова не прав. Отличный организатор в жизни может быть безумным занудой

    What difference does it make?! Если человек добивается своих целей - какая разница, какие у него личные качества?

    А отношение к работе зачастую зависит от того, насколько она интересна конкретному индивидууму.

    redVi, если ты (родители) не планируешь своё образование, есть возможность никогда не узнать, что тебе интересно. Личный пример: численными методами для оптики я начал по-серьёзному заниматься только после окончания института, а когда учился - считал это ерундой. Я не умел тогда планировать на годы вперёд, как я это делаю сейчас. Будучи школиём, я уделял планированию и того меньше.

    ОтветитьУдалить
  15. @redVi комментирует...

    Ай, ладно, уже и пошалить нельзя :)

    Ну не так же... Надо изящнее. Тоньше троллинг.

    Потраченное время VS польза - это как освоение vim/emacs
    Вот так бы сразу! Аналогия предельно ясна, берём курс на GTD.


    Что-то как-то ты шибко быстро сдался :-)


    @iv_vl комментирует...
    Спасибо за замечательный пост, virens!
    Усигда пожалуйста, приходите ещё :-)

    Похоже, дельная это штука - GTD, раз ты столько времени ей уделил.

    Больше кормовой свеклы при меньших усилиях, меньше падёж скота, выше надои - профит! :-)

    Суечусь, суечусь, а о важных делах, но в далекой перспективе, и подумать не успеваю.

    Кстати, такое бывает и с GTD - когда всё, что ты обозреваешь, это уровень проектов (10000 футов). То есть всё идёт по плану (ТМ), но ты нутром чуешь, что не туда.

    А нужно-то навесной мост перекинуть от дня сегодняшнего до реализации задуманного.

    Это не так просто, как кажется. Лично мне помогает GraphViz (см. выше) - всё видно на одной огромной схеме.

    Тут моя (прекрасная) вторая половина недавно увидела эту схему, кстати. Постояла, помолчала и сказала что-то вроде: "эта навороченная схема создана каким-то высокоразвитым внеземным разумом - видимо, с целью окончательного порабощения человечества" :-))

    Гм... тут бы мне любимый Org-mode и GTD соединить для эффективности

    Кстати, да - там уже многое есть для GTD. Насколько я помню, есть и реализации. Оно ж на Лиспе написано - расширяй во все стороны!

    Кстати о Лиспе - решил стряхнуть пыль со своих лисповых познаний и применить их для написания скриптов. Надоел мне Пистон, хочется чего-то светлого и чистого. Сейчас портирую свои латехо-питонные костыли на Лисп с целью достижения нирваны.

    Ты изобрел новый знак русской орфографии - обратная косая черта. Поправь на косую черту _без_пробелов_
    Да тут чего только не изобретёшь... А на что поправить-то надобно? Ты это, просвещай давай, а то у меня сатори кончилось :-)

    ОтветитьУдалить
  16. @virens комментирует...
    И что же мы имеем в результате? Сюрприз-сюрприз...
    У вас это, ус отклеился... т.е. ссылка.

    Кстати о Лиспе - решил стряхнуть пыль со своих лисповых познаний и применить их для написания скриптов. Надоел мне Пистон, хочется чего-то светлого и чистого.
    A-a-a... Командор, ты точно уверен, что правильно обозреваешь это с высоты 50.000 футов? Синтаксисом он отстаёт на лет 50 от современных языков. Сила его - в работе с живым образом, т.е. всегда можно переопределить поведение любой функции без перезагрузки всех других, компрене? А потом Emacs, подпилка окружения под себя... Оно тебе надо?

    А на что поправить-то надобно?
    Я тебе регэкс нарисую: "[ ]*\[ ]*" -> "/" (добавь еще экранирование, и все пучком). Вот как-то так: "клочок бумаги \ данных" -> "клочок бумаги/данных".

    ОтветитьУдалить
  17. @iv_vl комментирует...

    A-a-a... Командор, ты точно уверен, что правильно обозреваешь это с высоты 50.000 футов? Синтаксисом он отстаёт на лет 50

    А что ж тогда эти ваши Алголы натибрили конструкций из Лиспа (if-then-else это недо-cond)? И что-то АвтоКАД его шибко котирует. Это нам на что-то намекает.

    Серьёзно, меня потрясли две вещи написанные на Лиспе: генератор шуток и робот для вытаскивания данных из веб-страниц. Ну и всякие автоматические доказатели теорем.

    Я понимаю, это всё можно (кроме автокада и эмакса) нахренячить на пистоне, но Лисп элитарнее :-)

    Сила его - в работе с живым образом, т.е. всегда можно переопределить поведение любой функции без перезагрузки всех других, компрене?

    Я Лисп решил освежить для достижения сатори. Мне оно покамест без надобности. Вообще, у меня скоро появится 2 месяца, в которые мне особенно нефига делать - и я ищу себе развлекалово. Эмакс, Хаскель, Брейнфак и интим не предлагать :-)

    А потом Emacs, подпилка окружения под себя... Оно тебе надо?

    Мне - нет. У меня всё и так работает. Кстати, подумываю для скриптов приспособить Тикль (Tcl) - оно всё равно в системе телепается, ну так пусть хоть пользу приносит.

    "клочок бумаги \ данных" -> "клочок бумаги/данных".
    Сейчас поправим. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  18. @virens
    Ты удивишься, сколько (и какой!) информации можно выудить из поисковиков.
    Не думаю, что этим можно удивить. И даже знаю насколько много информации можно выудить обо мне лично. Невероятно много (сотую часть расскажу прямо сейчас ;). Но больно-то кому это надо. К примеру, @virens никакую информацию не выуживал, но сделал опрометчивое допущение о поле собеседника, опираясь... на что, кстати? Технические бложики читают только настоящие мужЫки? :)

    Что-то как-то ты шибко быстро сдалась
    fixed

    Да и нужен ли туду-лист?!
    Обязательно. Хотя бы для того, чтобы зарисовать новые идеи и раскидать план дел на неделю. На более долгий срок смысла записывать в туду-листы нет, ибо листы эти, будучи испещрёнными записями, запросто могут потеряться.

    значит сколько-нибудь далёких (и осуществимых) целей у собеседника нет
    Далёкие-то как раз есть, другое дело, что осуществить их действительно достаточно сложно. Откладываешь на потом, не находишь времени или сил на спокойное, поэтапное выполнение необходимых шагов... кстати говоря, потому пост и не остался незамеченным: мне доводилось читывать материалы по тайм-менеджменту. Не скажу, что они были совсем бесполезны, но ожидаемого результата не принесли. Посему вопрос "стоит ли оно прочтения" был отнюдь не праздным + имеется настороженное отношение к западным проповедникам различных мастей и областей.

    Если человек добивается своих целей - какая разница, какие у него личные качества?
    Эх-х, а вот это уже грустно. Не поверю, что автор впитал принципы капитализма с молоком матери. Положи на алтарь карьерного роста/бизнеса свою совесть и откажись от принципов? Если ты заработал на яхту, то какая разница мерзавец ты или нет? Не-не-не, это не дело. Ну, ежели имеется ввиду только лишь занудство и подобные мелочи, тогда разницы никакой.
    На этом, пожалуй, откланяюсь, ибо троллить сегодня не очень хочется :) Не пропадай с новыми постами, @virens!

    ОтветитьУдалить
  19. @virens комментирует...
    Серьёзно, меня потрясли две вещи написанные на Лиспе: генератор шуток и робот для вытаскивания данных из веб-страниц.
    Михаил, а можно ссылки? А то заинтриговать ты, брат, мастак. Поделюсь в свою очередь InspireData, написана на Lisp: The visual way to explore and understand data.

    Ну и всякие автоматические доказатели теорем.
    Сейчас это не Lisp, а OCaml + Coq.

    ОтветитьУдалить
  20. Вот и я снова со своими копейками. Почему? Потому что за полгода своей аспирантской карьеры пришел к выводу, что пора начинать постигать дзен, иначе я только запутаюсь в куче дел, проектов и т.п... Почитав Б. Трейси "Управляй своим временем и удвой результат" могу сказать, что списки туду не настолько уж и безнадежный метод управления временем. Если не перебарщивать и регулярно "обновляться", то и с ними можно неплохо доводить дела до конца. Меня отталкивает этот метод только тем, что теряется общий обзор происходящего и все сводится к "делать, делать, делать". Давай результат, побольше и побыстрее. И тут теряется тот самый вопрос: "А зачем?".

    Вот я и решил ознакомиться с GTD. Так что, этот пост пришелся как нельзя кстати. Огромое спасибо! Теперь осталось собраться с мыслями и вплотную заняться чтением манов и внедрением прочитанного в дело. Кстати, не знаешь, можно ли достать книги по GTD в оригинале в электронном виде? Скачал русский перевод - аж читать страшно...

    PS. Да, про обещаный пост я не забыл, только все времени не хватает... Кстати, этот до сих пор не написаный пост, в какой-то мере, и подтолкнул меня заняться организацией времени :)

    PPS. Ну, и куда уж тут без ложи дегтя. Заметил два понятия, которые я бы перевел по-другому. Мне кажется, что vision, в данном случае, удачнее было бы перевести как "представления". "Видение" уж сильно по-философски звучит. А "actions" - это "действия". Книги по GTD призваны мотивировать, а в "действии" больше движения, чем в "шаге" :))) И еще, в фразе: "Но способность (и смелось) перспективного видения" имелась в виду смелосТь, если я не ошибаюсь?

    ОтветитьУдалить
  21. @iv_vl комментирует...

    Михаил, а можно ссылки?

    Легко:

    1. генератор шуток

    2. робот для вытаскивания данных из веб-страниц

    У меня по-началу был запал писать на лиспе скрипты, но потом я открыл для себя Tcl, прочитал кратенький туториал, постиг дзен и переписал свои убогие поделки на Пистоне в кошерные скрипты на Тикле :-)

    @Сирожа комментирует...
    за полгода своей аспирантской карьеры пришел к выводу, что пора начинать постигать дзен, иначе я только запутаюсь в куче дел, проектов

    Ну да, там выше про туду-листы именно это и имелось в виду. Пока жизнь идёт в размеренном детсадовском темпе с утренниками и прогулками по расписанию, туду-листы решают. Но с приходом чего-то более реалистичного, управление проектами и целями (если они появились) становится сложнее.

    Б. Трейси "Управляй своим временем и удвой результат"

    Хех, знаем мы этого кекса. Эта его книжеца - отражение принципа "Бери больше - кидай дальше, пока летит - отдыхай". Аллен намного выше этого: особенно в Making it all Work он пытается донести до народа ценность планирования на высоких горизонтах.

    Меня отталкивает этот метод только тем, что теряется общий обзор происходящего и все сводится к "делать, делать, делать".

    А у Трейси его и не было никогда. Это yet another busy manager.

    И тут теряется тот самый вопрос: "А зачем?".

    У Трейси его нет и не было. Хотя для начала планирования своих проектов может немного простимулировать. Но запал кончается и встаёт уже озвученный тобой вопрос: "Зачем?". Аллен - один из немногих, кто пытается дать систематический метод поиска ответа на него.

    пост пришелся как нельзя кстати.
    Пожалуйста. Мне самому пост очень нравится, и я его время от времени пролистываю. Хорошо автор пишет, шельма! :-)

    Теперь осталось собраться с мыслями и вплотную заняться чтением манов и внедрением прочитанного в дело.

    Начинай снизу вверх - Аллен дело говорит, так в самом деле проще.

    Implementation будет несколько сложнее: у меня это LaTeX + markdown + graphviz + Zim + скрипты на Пистоне (переписываю на Тикль). Про ЛаТеХ-ГТД был пост, и хотя там описывается старая версия моей системы (новая с модным markdown и pandoc), оно в целом адекватно.

    Главное, чтобы созданная система была расширяема - чтобы не пришлось плясать под дудку разработчиков (особенно ёпенсорцных), а можно было бы поправить самому. ЛаТеХ - это то, что я знаю лучше всего, поэтому я и налабал GTD на ём. Можно выкрутиться с Wiki или tiddlewiki, можно попробовать Zim (хотя он лучше подходит для Reference material). Если ты осилил емакс - там есть орг мод. Можно в духе ёпенсорца выкатить свой велосипед.

    В общем, стоит создать нечто своё или найти что-то расширяемое (емакс орг мод). Начинать стоит с управления действиями (активные шаги) и проектами - это самое сложное в плане реализации.

    Кстати, не знаешь, можно ли достать книги по GTD в оригинале в электронном виде?

    У тебя, я так понял, премиум-подписка на гугл кончилась :-)
    Послал письмом ссылки.

    Скачал русский перевод - аж читать страшно...

    Оригинал не сильно лучше - первая книжка, как я писал в посте выше, вышла не айс. Making it all work намного лучше.

    Да, про обещаный пост я не забыл, только все времени не хватает...

    Мне сейчас тоже не до постов. Сирож, оно не горит - у меня баяны пока до конца года, а там видно будет.

    ОтветитьУдалить
  22. А, это ещё не всё:

    Ну, и куда уж тут без ложи дегтя.

    Дык, на то и читатели, чтоб баги вылавливать :-) Главред Минору вон свалил в туман, я теперь одна, как в степи сосна...

    vision, в данном случае, удачнее было бы перевести как "представления".

    Оно и так, и так расплывчатое. В английском толкование слова Vision мне больше всего нравится в Oxford Dictionary:

    2 [mass noun] the ability to think about or plan the future with imagination or wisdom:the organization had lost its vision and direction.

    Отсель. Аккуратно и в самую тютельку. Оксфорд, отож non penis canina :-)

    "Видение" уж сильно по-философски звучит.

    См. выше - я настаиваю, что в контексте GTD это именно вот так, нечто манящее в дымке на горизонте, когда ты и сам не представляешь толком, чё это там такое маячит.

    А "actions" - это "действия".

    Здесь я встану за широкую спину Ларри Уолла с его "There is more than one way to do it". В общем, читай оригинал на англицкой мове - оно всяко полезнее кривых виренсовых переводов :-)

    Книги по GTD призваны мотивировать

    Нет, это не так. Они призваны привнести структуру и систематичность в твои активные шаги \ действия. Аллен сам подчёркивает: "when the word MOTIVATION occurs to you - you are not". Он продолжает в том духе, что когда тебе лень что-то делать, то либо это не соответствует твоим целям\видениям, либо следующий шаг слишком далеко.

    Вот тебе иллюстрация granular Next action: Ты когда-нибудь прыгал на морском берегу с камня на камень? Это легко и весело, когда следующий шаг небольшой. А что, если следующий камень в десятке метров? Тут-то прыгать и расхочется. Аллен настаивает на том, чтобы физические следующие шаги шли как можно плотнее - прыгать с камня на камень так легче, и не возникает страха провалиться вниз.

    И еще, в фразе: "Но способность (и смелось)
    Исправил.

    Успехов в освоении GTD, Сирожа!

    ОтветитьУдалить
  23. Начинай снизу вверх - Аллен дело говорит, так в самом деле проще.

    Ага, попробую. Спасибо за полезные подсказки по софту! GTD на LaTeX я видел, идея очень понравилась. Навероне, есть не много подобных инструментов, которые можно настолько хорошо подогнать под себя :))) "Постого" ЛаТеХа, думаю, на первое время будет больше, чем достаточно. А там видно будет.

    С emacs у меня, пока, не сложилось. Как и с vim. Пора на что-нибудь из них переходить, но меня все kile и лень не отпускают.

    У тебя, я так понял, премиум-подписка на гугл кончилась :-)

    Извини! Просто, зная себя, решил, что лучше сразу спросить, чем откладывать дело на полгода... :) И спасибо за ссылки! Уже приступил к изучению.


    Оригинал не сильно лучше - первая книжка, как я писал в посте выше, вышла не айс.

    Ну, неудачная книга, монго "воды" и т.п. - это все претензии к автору. А в моем случае проблема была именно с переводом. Такое ощушение, что книжку отсканиовали, загнали в Google Translate, подправили неточности и выпустили под названием "Дэвид Аллен: Как привести дела в порядок"... Лучше, уж, оригинал почитать. Заодно, язык подтяну.

    when the word MOTIVATION occurs to you - you are not

    Нет-нет, я имел в виду, что, судя по введению, книжка написана в стиле "используй меня!". Но это, по сути, вопрос философский и к GTD прямого отношения не имеет :)

    ...постиг дзен и переписал свои убогие поделки на Пистоне в кошерные скрипты на Тикле

    А нет чего-нибудь интересного по скриптам почитать? Я, все, собирался подучить что-нибудь скриптовое, да никак не определюсь, что бы выбрать. У гугла спрашивал. Уже, даже, вроде, остановился на Питоне, а он, вон, не очень, оказывается...

    ОтветитьУдалить
  24. @Сирожа комментирует...

    GTD на LaTeX я видел, идея очень понравилась.

    Код там, конечно, не образец для подражания, но он писался для себя и не подразумевался для широкого оборзения :-)

    Вся идея с GTDLaTeX сводится к тому, что я разделил файлы проектов и файлы собственно активных шагов. Сшивается это обратно с помощью латеховской команды \input - собственно, именно так генерится мой Proejcts List. Комбинация

    \ifthenelse{\equal{\gtdorg}{ignoreanyway}}{\input{чётотам}}

    есть костыль для того, чтобы Латех не включал файл __чётотам__ в компиляцию. Можно сделать лучше, но оно и так работает.

    Вся система заточена под Kile - слева в Kile есть дерево секций и подсекций, и заодно видны подключаемые через \input файлы. Вот это-то и задаёт тон всей конструкции. Удобно.

    Навероне, есть не много подобных инструментов, которые можно настолько хорошо подогнать под себя

    ЛаТеХ универсален, расширяем, позволяет сделать всё, что угодно, и самое шикарное - это простые текстовые файлы. Идеал.

    С emacs у меня, пока, не сложилось. Как и с vim. Пора на что-нибудь из них переходить, но меня все kile и лень не отпускают.

    Сейчас придёт iv_vl и начнёт тебя склонять к емаксу :-) Но пока он не пришёл: я не вижу смысла отказываться от Kile. Там всё есть, это интегрированная среда, и не надо гоняться за костылями и подпорками.

    А в моем случае проблема была именно с переводом. Такое ощушение, что книжку отсканиовали, загнали в Google Translate

    Английский оригинал имеет свой набор косяков: неудачные примеры, вычурная лексика, странная компоновка материала... В общем, читай - оно понятно, что он пытается донести, только воды много.

    А нет чего-нибудь интересного по скриптам почитать?

    Когда-нибудь напишу про Тикль, но это будет не скоро. Книжек по тиклю мало, а язык крут. Жаль. Но туториалов достаточно, остальное можно постичь, пытаясь что-нибудь сварганить на ём.

    Я, все, собирался подучить что-нибудь скриптовое, да никак не определюсь, что бы выбрать.

    It depends. Питон (Python) хорош для чего-нибудь quick-and-dirty, но его парсинг строк и особенно аргументов к скриптам меня откровенно бесит. Гадюшник с питоном "пере-два" и "недо-три" исключает возможность создания на пистоне чего-то долгоиграющего.

    Тикль (Tcl) хорош там, где нужно "склеить" несколько программ, или где много работы со строками. Сравнительно прост, продуман (создан профессором компьютерных наук, а не двоешником-ванроссумом). Мало книг.

    Перл (Perl) имеет только два плюса: много книг\туториалов и долгий срок поддержки. Всё остальное - минусы, начиная с синтаксиса. Просто посмотри на парсинг строк. А что ты хотел, если автор перла - двухкратный победитель C Obfuscation Contest?!

    Есть ещё Руби (Ruby), но я им не пользовался никогда. Хотя фанбои хвалят.

    У гугла спрашивал.

    См. выше. В общем, это всё, заслуживающее внимания.

    Кстати, скрипты тебе очень пригодятся для GTD, даже простые на bash. У меня довольно много скриптов специально для GTDLaTeX, в частности генерящих проекты и гоняющих данные между LaTeX и Markdown.

    Уже, даже, вроде, остановился на Питоне
    Не-не, он хорош, Минздрав рекомендует. Только не стоит писать на нём что-то большее, чем скриптов на скорую руку - гвида ван россум внесёт очередной жбан несовместимых изменения и начнётся переход на новый пистон...

    ОтветитьУдалить
  25. "Спустя несколько лет..."

    В общем, я все еще пытаюсь освоить GTD. Очень понравилась идея с проектами. Действительно, получается лучше "охватить" суть затеяного. Надо, только, побольше заниматься этими самыми проектами и, таки, дочитать главу про еженедльный обзор :)))

    Как бы там ни было, у меня возникло несколько вопросов. Во-первых, по проектам. Проект - это нечто "скоротечное". То есть, любое научное исследование - это набор подпроектов к большому и длинному проекту. Но это же, по идее, неправильно? Тем более, что этот большой проект, в принципе, не несет никакой другой смысловой нагрузки, кроме как "удерживать" все подпроекты и иногда нести в себе "задачи" типа "подумать о будущем". Ну, как мне кажется... К чему это я? Я реализовал все это, пользуясь LaTeX-GTD, пока, так: проект - папка, в которой хранятся подпроекты, а в списке проектов в LaTeX подпроекты - это subsection'ы к проекту. Но меня все не покидает ощущение того, что я делаю что-то неправильно, потому что такой проект - это, по сути, уже далеко не проект, а более-менее далекая перспектива. А как у тебя организоваы такие проекты?

    Потом, я получил, наконец, большое (ну как большое, нормальное, а не на торце стола) и, надеюсь, постоянное рабочее место. И решил организовать все свои документы по GTD-шному. На компе в том числе. И понял, что мне совершенно не хватает обзора происходящего...

    На данный момент у меня все органзовано так:
    1. Папка с GTD, то есть, только часть с LaTeX и, пока еще, часть справочных материалов (идеи, обсуждение и т.д.). Хотя, мне кажется, что эти все материалы к самой GTD не относятся и их надо перенести в другое место.
    2. Папки с основными материалами по проектам (не GTD-шным, а "обширным" рабочим). Есть "общая" папка и отдельно папки к каждому из проектов. Тут лежат и справочные данные, и публикации, и всяческие презентации, и файлы матлаба, и прочая симуляционная лабуда. Сюда бы я и материалы к проектам из GTD запихнул.

    Так вот, возвращаясь к "LaTeX + markdown + graphviz + Zim + скрипты на Пистоне", я все не могу понять, что куда и как. То есть, Zim - это каталогизатор. Но, получается, тогда надо по-новой структурировать все папки с проектами? Создать структуру проектов, подобную той, что в GTD и тянуть в блокнот Zim все публикации, презентации, материалы, заметки в markdown и графы в graphviz, когда предпоследние и последние появятся, а все модели для симуляции и матлабовские коды оставить там, где и были? Или ничего не менять и только ссылаться на файлы из Zim'а? Может, надо таки часть "залить" в GTD, чтоб всегда было с собой и можно было в любой обстановке провести еженедельеый обзрор? А то и вообще совместить все данные по проектам, включая коды и модели, с GTD (если, конечно, каша полная не получится)? В общем, хочется все сделать правильно и чтоб работало вечно без постоянных переделок, но ай нид хэлп в данном вопросе...

    А тут еще и наткнулся на коментарии в посте про Zim, которые меня ну просто соблазняют заняться изучением orgmode. И в голове опять возникают вопросы: orgmode, orgmode+LaTeX или, может, есть, вообще, какой-нибудь интересный вариант из серии 69? :)))

    И, напоследок, вопрос более серьезный. Что делать с дедлайнами? В смысле, что с задачами все понятно, с календарными событиями тоже, но как сделать напоминалку про дедлайн? Не такую, что "блин, сегодня же надо сдать отчет, который я так и не начал писать!!!", а которая бы каждый день говорила, мол, не забудь про отчет, скоро сдавать!

    ОтветитьУдалить
  26. @Сирожа комментирует...
    В общем, я все еще пытаюсь освоить GTD.

    Это правильно. Для просветления рекомендую Making it all work. На торрентах можно найти аудиокнигу - её сам Аллен и читает (прямо по книге). Просветляет неимоверно.

    Очень понравилась идея с проектами. Действительно, получается лучше "охватить" суть затеяного.

    Ну конечно. Мелкие проекты (до года) идут на уровень 10.000 футов, крупные - на 30.000 футов. Разница в том, что первые нужно мониторить постоянно, а вторые - от случая к случаю.

    дочитать главу про еженедльный обзор :)))
    Это-та глава и есть самая важная. Вот допишу тебе коммент - и буду сам делать Еженедельный Обзор.

    Во-первых, по проектам. Проект - это нечто "скоротечное". То есть, любое научное исследование - это набор подпроектов к большому и длинному проекту.

    Смотри ширше и ширее. У тебя есть Vision (видение) - чего ты хотел бы достичь в идеале, и это уровень 40.000 футов. Чтобы это Vision стало Reality, ты ставишь Goals (цели) на уровне 30.000 футов. Цель - это такой большой и крупный проект, но его сразу не сделать. Поэтому ты дробишь его на конкретные проекты (Project) на уровне 10.000 футов. Проект - это такая миниатюрная цель, достигнув которую, ты становишься ближе к Цели, что, в свою очередь, приближает мутное Vision поближе к реальности.

    А где же, спросишь ты, уровень 20.000? А он тут же: не всё, что относится к исследованиям, попадает в группу Research - есть какие-то формальности, операции с деньгами и прочее. Видя все проекты, относящиеся к деньгам, можно сделать несколько сразу - раз уж ты в банке.

    этот большой проект, в принципе, не несет никакой другой смысловой нагрузки, кроме как "удерживать" все подпроекты и иногда нести в себе "задачи" типа "подумать о будущем".

    Making it all work ответит тебе на этот вопрос лучше, чем я. Большие проекты на 30.000 футов дают тебе список целей, которые ты хочешь достичь за год или два. Это стратегическое видение, если угодно.

    Я реализовал все это, пользуясь LaTeX-GTD, пока, так: проект - папка, в которой хранятся подпроекты, а в списке проектов в LaTeX подпроекты - это subsection'ы к проекту.

    То, что ты называешь "Проектом", выглядит как Goal - эти "большие" проекты должны быть на 30.000, а не на 10.000.

    Опять-таки, на 10.000 должно быть только то, что ты мониторишь постоянно.

    Но меня все не покидает ощущение того, что я делаю что-то неправильно, потому что такой проект - это, по сути, уже далеко не проект, а более-менее далекая перспектива.

    Главное, что тебе это помогает делать твою работу. GTD - это не "единственно правильный путь", а просто набор привычек, помогающих тебе делать работу. There is more than one way to do it.

    А как у тебя организоваы такие проекты?
    Пример: есть у меня симулятор адаптивной оптики AORTA. Это большой кусок кода на МАТЛАБе, и сразу его не сделать. Поэтому у меня есть Vision:: Finish AORTA Simulator. Там много всего, поэтому для этого есть несколько Goals::: 9.3.8 Improve AORTA Simulator и 9.3.5 Master Atmospheric Simulations. Это на 30.000 футов.

    Проектов (Projects) для каждой цели несколько, например: 2.3.4 AODM-SysId, 2.6.1 Cloud9, 1.2.3 TestWFR.

    В общем, проекты я мониторю каждую неделю, но мне не надо видеть Improve AORTA Simulator - я и так прекрасно это знаю.

    ОтветитьУдалить
  27. решил организовать все свои документы по GTD-шному. На компе в том числе. И понял, что мне совершенно не хватает обзора происходящего

    У меня это всё сделано в виде файла myGTD.tex - если его скомпилировать, то table of contents и даёт обзор всего, начиная с проектов и заканчивая философией. Там всё, и с высоты птичьего помёта :-)

    На данный момент у меня все органзовано так:
    Серж, твоя реализация GTD - не есть нечто, высеченное на мраморе. Оно будет меняться, просто делай, как тебе удобно в _данный момент_.

    Одна вещь, на которую я хочу обратить твоё внимание: реализация GTD-системы должна быть проста и не добавлять геморроя по её поддержке. У меня есть хоткей на вызов Kile+myGTD.tex - и я сразу вижу все свои задачи и проекты. Просто и легко.

    я все не могу понять, что куда и как.
    Плоды 8 лет гтдействования - а ты думал, это за полчаса сделано? :-)

    Смотри, вот моя структура каталогов:

    AddressBook ::: здесь лежит адресная книга.

    Calendar ::: здесь календарик и список активных шагов, привязанных ко времени.

    Inbox ::: здесь бардак и всё свалено в кучу :-)

    Lists ::: здесь разные списки, типа someday/maybe.

    Projects ::: а вот тут, собственно, GTD - все проекты на 10.000 и 30.000 просто свалены сюда. Структурированы в латех-файле myGTD.tex, ибо так проще.
    |
    ---- SupportingMaterials ::: единственный подкаталог, в котором хранятся материалы по проектам. Внутри него - другие подкаталоги, которые вызываются изнутри проектов:
    |
    ----- Project-AlgorithmsQPProsEtContras
    ----- Project-AORTA
    ----- Project-Annual2012YearReport
    ----- Project-Chronodex

    ReadAndReview::: тут всякие книги и статьи, которые стоит прочитать.

    Reference ::: здесь сидит Zim со всеми моими Reference materials. Из проектов этого не видно, но оно и не надо.

    WeeklyReview ::: чек-лист по еженедельному обзору + спец. музыка для него (Вагнер, Полёт валькирий :-))

    То есть, Zim - это каталогизатор. Но, получается, тогда надо по-новой структурировать все папки с проектами?

    Зачем тебе Reference в проектах?! Оставь их в покое - это справочные данные.

    графы в graphviz

    Это для визуализации проектов и их взаимосвязей. Сделано на скрипте для автоматического выдёргивания строчек из проектов. Но это отдельная история.

    В общем, хочется все сделать правильно и чтоб работало вечно без постоянных переделок, но ай нид хэлп в данном вопросе...

    Вечно ничего не работает, и система постоянно корректируется.

    Кстати, советую завести бложик по своей реализации GTD. Реально помогает организовать свои мысли.

    коментарии в посте про Zim, которые меня ну просто соблазняют заняться изучением orgmode...
    интересный вариант из серии 69?


    Вот это он и есть :-))

    вопрос более серьезный. Что делать с дедлайнами?

    Я подработаю оберфельдфебелем Эвиденц на полставки: таки выполнять их :-) Календарь в моей реализации как раз для этого. Ну, можно google calendar использовать, чтобы со смартфоном синхронизировался.

    В смысле, что с задачами все понятно, с календарными событиями тоже, но как сделать напоминалку про дедлайн?

    В течение недели - google cal, если оно через месяц - должно всплыть в еженедельном обзоре. Поэтому он и важен.

    не забудь про отчет, скоро сдавать!
    Собственно, это часть еженедельного обзора. Опять-таки, именно он и есть killer-feature GTD.

    ОтветитьУдалить
  28. Спасибо участникам соревнований за замечательную дискуссию! Пошел искать другие посты про GTD автора из солнечной Австралии.

    ОтветитьУдалить