Как правильно задавать вопросы - Questions Mini HOWTO

Тема поста одной фразой:
Сколько надо времени, чтобы что-то настроить в Linux?
Ответ: мало, если умеешь задавать вопросы.


Часто приходится тратить время и силы, чтобы объяснить человеку, что участники форума не телепаты и не видят того, что делается у вопрошающего. Поэтому позволю дать несколько простых рекомендаций:

1. Прежде, чем спрашивать, воспользуйтесь поисковыми системами!
Не ленитесь - вбейте в строку поиска Гугла или Яндекса краткое описание своей проблемы. Вы не поверите - уже написано грандиозное количество документации по UNIX-системам вообще и Linux в частности. Возможно, вы быстро найдёте решение своей проблемы. Как правило, в мире Linux кто-то где-то уже сталкивался с тем, с чем столкнулись вы, и уже описал решение.

2. Тоже, что в п.1, но есть ещё поиск на форуме!
Поиск - вообще прекрасная вещь, так что создатели форумных движков разместили поиск в частности по форумам. Очень часто люди задают одни и те же вопросы, не подозревая, что вот буквально на предыдущей странице вашу проблему обсудили до последней невозможности. Кроме поиска:
2.1 Пользуйтесь встроенной помощью unix-систем: если это возможно, прочитайте справку в по команде или программе: в консоли написать man имя_команды или info имя_команды. Если не знаете, какая команда нужна, наберите apropos свой_вопрос (на английском).

3. Вопрос должен быть сформулирован членораздельно!
Да, вы в отчаянии, вам очень плохо и грустно - но это не повод вешать нос. Представьте, что вы на приёме у врача - его тоже не устроит единственная фраза: "доктор, мне больно!". Дело осложняется ещё и тем, что мы оказываем вам помощь удалённо - и, в отличие от доктора, не можем провести диагностику непосредственно вашего "пациента"-компьютера.
Поэтому:

3.1 Внятно изложите суть проблемы: что случилось? что делалось незадолго перед этим? что вы пытались сделать для решения проблемы и к чему это привело? что приводит к проблеме (опишите ваши шаги)?

3.2 Подробно опишите вашу аппаратную конфигурацию: марка процессора? производитель материнской платы? объём оперативной/дисковой/видеопамяти? марка и объём жёсткого диска? а так же любая другая информация, связанная с вопросом

3.3 Назовите вашу операционную систему: как называется дистрибутив, его версия, версия ядра системы (можно посмотреть набрав в консоли uname -a), если собирали ядро сами - опять-таки версию и какие патчи накладывали (если такое было).

3.4 Опубликуйте вывод команд диагностики или скриншоты: напишите вывод команд, характеризующих работу вашей системы - это очень облегчит удалённую диагностику вашей проблемы. О том, как достать эти самые диагностические выводы читайте в этом посте, но на всякий случай:
lspci вывод всех устройств, подключённых к шине PCI
lsusb вывод всех устройств на шине USB
lsmod вывод всех модулей ядра

А так же прикрепите скриншоты (в разумном количестве), которые отображают вашу проблему.

4. Будьте терпеливы и внимательны!
Тем, кто отвечает на ваши вопросы, потребуется некоторое время на то, чтобы понять вашу проблему и попытаться помочь вам в её решении. Помните, что эти люди осуществляют помощь, как правило, на добровольных началах - в отличие от службы тех.поддержки. Поэтому будьте терпеливы, включайте фантазию, понимайте шутки (у многих своеобразное чувство юмора), не обижайтесь, если вас посылают (к манам, гуглу, или ещё дальше...) и внимательно читайте ответы, которые вам пишут.

5. Пишите о результатах и ходе работы!
Не партизаньте, пишите о том, какие из советов вам помогли, как продвинулись поиски решения вашей проблемы, что изменилось и всё, что относится к этому. Если решение найдено - не поленитесь его описать. Возможно, оно поможет кому-то ещё и в конце-концов осядет в каком-нибудь WiKi или HOWTO, которым смогут воспользоваться все остальные. Если проблема не решена - пишите всё, что пробовали и к чему привело. Будет на что ориентироваться.

6. Не отчаивайтесь!
Может быть, решение вашей проблемы уже набирается форумчанином, а вы уйдёте со страницы и никогда не узнаете, что вам ответили. Оставьте свои координаты (ссылку на домашнюю страницу, электронную почту, мобильный телефон) - чтобы вас известили, если кто-то найдёт решение проблемы. Если в Линукс что-то не заработало сегодня - очень может быть, что заработает завтра или чуть позже.

7. Вы уйдёте с этой страницы просветлённым!
По каким бы причинам вы ни попали на эту страницу - после прочтения этой заметки, одним человеком, умеющим задавать вопросы, станет больше. Возвращайтесь на страницу, где вы задавали вопрос, и попытайтесь воспользоваться приведёнными выше советами.

И помните: терпение и труд все настроят и откомпилят.

7 комментариев: |высказаться!| RSS-лента дискуссии.|
libc6 комментирует...

Хорошая поговорка :)
Но как только новичек ставит линукс, он тут же бежит на ближайший форум (предварительно перегрузившись в винду) и спрашивает - а как тут посмотреть кино, как послушать музыку, где мой диск С :)

libc6 комментирует...

я хотел сказать - спрашивает, тут же забыв обо всех этих советах _)

virens комментирует...

Кстати, троих уже сюда отправил принудительно - прямо из форума. Вернулись другими людьми :-) Работает! :-)

Анонимный комментирует...

http://www.linux.opennet.ru/docs/RUS/smart_question/
В общем, на ту же тему, но более развернуто )

virens комментирует...

2Илья Портнов: спасибо, мне эту ссылку уже на linuxforum.ru показывали. В образовательных целях. Но мой вариант более лаконичен - чтобы пользователь не убежал со страницы раньше времени. :-)

Анонимный комментирует...

Некоторым людям стоит показывать такие вещи во время первой посадки за комп. 8-).
Я бы в то время не отказался.
Вот так.

virens комментирует...

Стараюсь сюда отсылать некоторых особенно заядлых любителей телепатии :-) Вроде по делу писал, чтобы долго тут не сидели...

Отправить комментарий

Подписаться на RSS-ленту комментариев к этому посту.