Ниже я намереваюсь конспективно дать ответ на этот сакраментальный вопрос всех начинающих латехников: "так куды лошадь-то запрягать!?". Конкретно: как оформить диплом или сделать курсовик в LaTeX?
Здесь не будет сотен страниц ненужной белиберды вроде "набора стихов" и "формул в шесть этажей".
Изложение ведётся конспективно, с упором на физиков и их конкретные LaTeXнические проблемы. Написанию диплома в латехе посвящена серия статей об использовании основных команд LaTeX для написания несложной технической документации. Другие материалы по LaTeX можно посмотреть, кликнув на тег ЛаТеХ.
Глава 0. Как установить LaTeX?
Под любыми операционными системами состав приложений для комфортной работы с LaTeX примерно один и тот же. Более того, часть программ кроссплатформенные, то есть будут работать на любых системах, даже альтернативных.
Итак, для полноценной работы в LaTeX вам потребуется джентльменский набор начинающего ЛаТеХника:
- дистрибутив LaTeX, такой как tetex (как поставить) или texlive (в UNIX) или MikTeX (в Windows);
- интегрированная оболочка для работы с TeX-документами это Kile (как поставить), Lyx (обзор) или TexMaker (как поставить) в UNIX. Для альтернативной ОС Windows есть WinEdt (скачать), LyX или TexMaker;
- утилиты конвертирования и просмотра dvi и postscript-файлов, такие как sam2p и imagemagick (как поставить);
- несколько книг по LaTeX для начинающих (например Львовский С. М. Набор и верстка в системе LaTeX, Перевод Б.Тоботраса Не очень краткое введение в LaTeX или Балдин Е. М. Компьютерная типография LaTeX); больше книг и документации по LaTeX можно найти и скачать здесь.
- немного терпения и упорства.
Установка LaTeX в UNIX
Для пользователей GNU/Linux и *BSD-систем, как всегда, всё очень и очень просто: вам потребуется установить пакеты tetex-bin, tetex-extra и latex-ucs. Для более подробной справки есть мои посты по установке программ в Debian или Ubunti Linux и установке LaTeX, а так же интегрированной оболочки Kile (это не существенно для дальнейшего повествования, но я работаю в Kile и поэтому время от времени буду о нём говорить). Для других дистрибутивов отличаться будут только пакетные менеджеры, а пакеты будут скорее всего теми же.
Счастливые пользователи дистрибутивов Linux, основанных на Debian, устанавливают LaTeX в один клик вместе со всеми нужными приложениями - просто скопируйте и вставьте строчку в рутовую консоль:
aptitude install tetex-bin tetex-extra latex-ucs kile kdvi imagemagick sam2pЭту команду можно выполнять не только от рута, но и используя sudo. Пакеты можно поставить через любую графическую оболочку (synaptic, например).
Установка LaTeX в Windows
Пользователи Windows наслаждаются отсутствием пакетной системы и выкачивают MikTeX, GhostScript, ImageMagick, а так же где-то ищут оболочку для работы в LaTeX - WinEdit или TexMaker. О том, как установить LaTeX в Windows, у меня было написано в этом посте.
Перечисленных программ вам хватит для оформления диплома по физике (математикам, химикам и представителям других наук нужно проконсультироваться с местными авторитетами).
Глава 1. Ядро будущего документа
Самое трудное - это начать делать что-то новое. Поэтому всё описание я проведу на примере создания сферической пояснительной записки к дипломному проекту в вакууме под названием "Исследование торсионных наногенераторов стволовых клеток для борьбы с терроризмом". Я надеюсь, что такое нелепое название заставит внимательнее относиться к тексту примера и не лениться менять приведённый текст на свой собственный.
Да, можно использовать пакет disser для оформления пояснительных записок к дипломным проектам и диссертаций, но я не стану этого делать по двум причинам. Во-первых, совершенно отвратительной документации пакета disser - я ещё и ещё раз напоминаю программистам, что без нормальной документации ваши программы никому не нужны (надеюсь, это заставит г-на Кручинина исправить ситуацию с документацией по пакету). Во-вторых, я так же противник делания всего "по образцу, но без мозгов": люди должны понимать, как устроено то, что они используют, и не бояться это менять. Поэтому изложение ведётся от канонического шаблона report и в 99.9999% удовлетворит самую взыскательную комиссию ГЭК.Этот материал написал Михаил Конник aka virens и опубликовал на своём блоге Записки дебианщика.
Итак, создаём сначала самый главный файл, который будет содержать ссылки на всё остальное содержимое вашего диплома - DiplomProject.tex в который копируем следующее:
\documentclass[a4paper,12pt]{report} %размер бумаги устанавливаем А4, шрифт 12пунктов
\usepackage[T2A]{fontenc}
\usepackage[koi8-r]{inputenc}%включаем свою кодировку: koi8-r или utf8 в UNIX, cp1251 в Windows
\usepackage[english,russian]{babel}%используем русский и английский языки с переносами
\usepackage{amssymb,amsfonts,amsmath,mathtext,cite,enumerate,float} %подключаем нужные пакеты расширений
\usepackage[dvips]{graphicx} %хотим вставлять в диплом рисунки?
\graphicspath{{images/}}%путь к рисункам
\makeatletter
\renewcommand{\@biblabel}[1]{#1.} % Заменяем библиографию с квадратных скобок на точку:
\makeatother
\usepackage{geometry} % Меняем поля страницы
\geometry{left=2cm}% левое поле
\geometry{right=1.5cm}% правое поле
\geometry{top=1cm}% верхнее поле
\geometry{bottom=2cm}% нижнее поле
\renewcommand{\theenumi}{\arabic{enumi}}% Меняем везде перечисления на цифра.цифра
\renewcommand{\labelenumi}{\arabic{enumi}}% Меняем везде перечисления на цифра.цифра
\renewcommand{\theenumii}{.\arabic{enumii}}% Меняем везде перечисления на цифра.цифра
\renewcommand{\labelenumii}{\arabic{enumi}.\arabic{enumii}.}% Меняем везде перечисления на цифра.цифра
\renewcommand{\theenumiii}{.\arabic{enumiii}}% Меняем везде перечисления на цифра.цифра
\renewcommand{\labelenumiii}{\arabic{enumi}.\arabic{enumii}.\arabic{enumiii}.}% Меняем везде перечисления на цифра.цифра
\begin{document}
\input{DiplomProject-Title}% это титульный лист
\tableofcontents % это оглавление, которое генерируется автоматически
\end{document}
Поясняю: в моём документе используется кодировка koi8-r, если у вас другая - исправьте строчку \usepackage[koi8-r]{inputenc} и впишите свою: utf8 или cp1251. Описание того, что означают все эти usepackages, можно найти здесь.
Я считаю, что следует создавать отдельные файлы для каждой из глав. Для этого в основной файл DiplomProject.tex мы будем подключать файлы, содержащие главы диплома. Такой подход имеет много преимуществ и мало недостатков: так проще отлаживать код, проще организовывать материал и таскать его по разным файлам глав, проще работать только с одной главой и не компилировать всякий раз всю работу. Поэтому каждую главу создаём в отдельном tex-файле и подключаем их с помощью директивы \input{DiplomProject-Title} здесь пишем имя файла без расширения tex.
Раздел 1. Титульная страница и Оглавление
Итак, ядро документа создано, теперь давайте сделаем титульную страницу и оглавление. Для этого создаём файл DiplomProject-Title.tex следующего содержания:
\begin{titlepage}Этот материал написал Михаил Конник aka virens и опубликовал на своём блоге Записки дебианщика.Далее компилируем главный файл - и если всё сделано правильно, у нас должен получиться документ на две страницы, на первой странице будет титульный лист, а на второй - оглавление. Как всегда, под конец припасён десерт: оглавление генерируется автоматически и будет перегенерироваться каждый раз, когда вы меняете структуру документа.
\newpage
\begin{center}
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ \\
\vspace{1cm}
Н-СКИЙ АРБУЗО-ЛИТЕЙНЫЙ ИНСТИТУТ \\*
(ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ) \\*
\hrulefill
\end{center}
\flushright{КАФЕДРА \No ХХХ}
\vspace{8em}
\begin{center}
\Large Пояснительная записка \\ к дипломному проекту на тему:
\end{center}
\vspace{2.5em}
\begin{center}
\textsc{\textbf{исследование торсионных наногенераторов \linebreak стволовых клеток для борьбы с терроризмом}}
\end{center}
\vspace{6em}
\begin{flushleft}
Студент--дипломник \hrulefill Пупкин А.А. \\
\vspace{1.5em}
Научный руководитель \\
доцент \hrulefill Иванов Б.Б.\\
\vspace{1.5em}
Рецензент \\
к.ф.-м.н., в.н.с. АБВГ \hrulefill Петров В.В.\\
\vspace{1.5em}
Зав. кафедрой \No ХХХ \\
д.ф-м.н, профессор \hrulefill Сидоров Г.Г.
\end{flushleft}
\vspace{\fill}
\begin{center}
Н-ск 2000
\end{center}
\end{titlepage}
Дополнительную справку по пакетам расширения в LaTeX можно найти здесь, где приведено описание наиболее часто используемых пакетов расширений и хаков в LaTeX.
Глава 2. Набор текста в LaTeX
Для начала нам нужно набирать собственно текст диплома в LaTeX. Делается это легко, просто нужно учитывать некоторые особенности вёрстки текста в LaTeX. Поэтому сначала следует обратиться к разделу:
Как оформить текст в LaTeX: вёрстка текста
Можно так же прочитать пост по тонкостям оформления текста.
Раздел 2.1 - структура текста
Потом, когда вы поймёте, как легко и просто набирать текст в LaTeX, вам потребуется его структурировать. О том, как в ЛаТеХе организовывать текст в главы, разделы и подразделы, говорится в посте
Как оформить текст в LaTeX: структура текста
Раздел 2.2 - оглавление
Оглавление - лицо документа, и удобство навигации по тексту определяется именно оглавлением. К счастью, эта сложная работа в ЛаТеХе автоматизирована, и вам почти ничего не придётся делать. Если же маразматические требования руководства заставляют корёжить оглавление, этому горю должна помочь заметка
Оглавление и нумерация глав в LaTeX
которая содержит информацию о счётчиках, которые ответственны за формирование оглавления в LaTeX.
Глава 3. Формулы в LaTeX
Для того, чтобы начать набирать формулы в LaTeX, стоит прочитать материал этого небольшого поста:
Математические формулы в LaTeX: Math in LaTeX
где рассказывается об основных приёмах набора формул в LaTeX.
Глава 4. Рисунки в LaTeX
Кроме текста и формул, скорее всего у вас в дипломе будут ещё и рисунки. Как оформить иллюстрации в LaTeX, рассказывается в разделе:
Иллюстрации и рисунки в LaTeX
Глава 5. Набор таблиц в LaTeX
Чтобы эффектно подвести итог под измерениями и вычислениями, ползено оформлять данные в виде таблиц. Хотя вёрстка таблиц - не самое простое дело в LaTeX, оно и не такое сложное. Как сделать таблицу в LaTeX, говорится в посте Набор таблиц в ЛаТеХе: Tables in LaTeX
Глава 6. Работа со ссылками на литературу в LaTeX
Работа с ссылками на литературу в ЛаТеХе так же проста, как и ссылки на рисунки или таблицы. Чтобы понять, что такое BiBTeX и как эффективно работать с библиографией в LaTeX, следует обратиться к посту:Библиография в LaTeX, BiBTeX и JabRef
Там так же рассказывается о том, как создавать и вести библиографические базы. Это совсем не сложно и не потребует от вас чрезмерных усилий. Пять минут чтения поста окупятся сторицей!
Чтобы ещё глубже понять отличие BiBTeX и библиографических баз от простого перечисления литературы в конце списка, прочтите этот пост:
Зачем нужен BiBTeX и как его использовать
В целом, эти два поста перекрывают почти все сведения, которые вам потребуются для того, чтобы правильно оформить список литературы в пояснительной записке к дипломному проекту.
Глава 7. Конвертирование диплома из LaTeX в Microsoft Word \ OpenOffice
К сожалению, в подавляющем большинстве случаев окончательная версия диплома требуется в пропритеарном и закрытом формате Word. Компьютерная грамотность, как известно, не имеет границ, и поэтому приходится подстраиваться под местные реалии.
Итак, подготовленный диплом LaTeX можно сконвертировать в RTF, после чего открыть в Word или OpenOffice и перегнать в Word. Сделать это можно при помощи программы latex2rtf как уже описано в этой статье.
Если часть диплома написана в Word или OpenOffice то можно перегнать материал в LaTeX при помощи различных способов конвертации. Полученный код придётся допилить, но это лучше, чем ничего.
Ссылки
Помимо моих постов, обратите внимание на серию замечательных постов от сурового челябинского программиста.
94 комментариев: |высказаться!| RSS-лента дискуссии.|
опечатка
титульный лист, а _не_ второй - оглавление
Хорошее дело начал. Может быть я заставлю народ, да и сам перейду в LaTeX.
Слышал(читал) про LateX только из вашего блога,и пропускал мимо ушей, т.к. не особо понимал смысла его использования, а заголовок заставил прочитать. С нетерпением жду продолжения, пока пойду ставить, смотреть что к чему.
Обратите внимание на пакет disser. Если не ошибаюсь, я пользовался gost732 из его состава для написания диплома.
Lyx, кстати, вполне работает и под Windows. Так что его можно рекомендовать как кроссплатформенный.
>вам потребуется установить пакеты tetex-bin tetex-extra latex-ucs
В debian перешли на texlive вроде как.
Для более подробной справки есть мои посты по установке программ в Debian/Ubuntu и установке LaTeX
http://mydebianblog.blogspot.com/2006/08/latex-in-debian-quick-howto.html
http://mydebianblog.blogspot.com/2006/08/kile_17.html
http://mydebianblog.blogspot.com/2007/06/latex-texmaker.html
Хмм, крайне полезная работа, на мой взгляд. Я для своего диплома взяла рамки из пакета eskdx и часть вещей дальше доводила до ума руками. Процесс идет, ибо предела совершенству нет.
а диплом будет оформлен в соответствии с ЕСКД?
Интересно. А три разных способа перевести строку (\\ \\* \linebreak) это требования к оформлению титульника?
2 Анонимный комментирует...
опечатка
Исправлено
2 Антон Те комментирует...
Хорошее дело начал. Может быть я заставлю народ, да и сам перейду в LaTeX.
У меня накопилась куча хаков в LaTeX, которые я часто забываю. Мне надоело их вспоминать и искать по куче обрывочных документов. Поэтому, несмотря на полное отсутствие времени, решил их систематизировать и в каком-то виде выложить в блог.
2 VampiRUS комментирует...
Слышал(читал) про LateX только из вашего блога,и пропускал мимо ушей, т.к. не особо понимал смысла его использования, а заголовок заставил прочитать.
Я выкладывал разрозненные фрагменты находок по теху. Теперь пришло время их объединить.
С нетерпением жду продолжения, пока пойду ставить, смотреть что к чему.
Будет. Все следующие посты будут по ЛаТеХу.
Ребята, мне потребуется ваша помощь. Я пишу быстро и не могу выловить все ляпы. Давайте писать вместе: я выкладываю посты, а вы, если найдёте ошибки и\или лучшие решения, без наездов грузите в комменты. Предлагаю работать вместе.
2 Red Buttons комментирует...
Обратите внимание на пакет disser.
Там не просто паршивая документация, там её просто нет. Кручинин по этому поводу не чешется абсолютно. Disser я использую для своей диссертации (напишу - выложу пост).
2 Анонимный комментирует...
Lyx, кстати, вполне работает и под Windows.
Я вообще хочу его выбросить. Глючное оно.
Впрочем, внёс в текст.
2 Анонимный комментирует...
В debian перешли на texlive вроде как.
Вроде как или перешли? А то я в бронепоезде и пользуюсь тетехом.
Кстати, уважаемые комментаторы подскажут, какие пакеты нужно поставить для texlive, чтобы получить аналогичные возможности tetex?
2 alexbaum комментирует...
Для более подробной справки есть мои посты
Ага, спасибо - текст-то я написал, а ссылки вставить забыл :-)
2 afunix комментирует...
а нет ли какого-нить справочника по тэгам latex?
Их очень много - такая книга займёт несколько сотен страниц. И они не нужны - я привожу только те теги, которые потребуются.
2 Ольга комментирует...
Хмм, крайне полезная работа, на мой взгляд.
Ерунду не постим :-)
Я для своего диплома взяла рамки из пакета eskdx и часть вещей дальше доводила до ума руками.
Не знаю, у меня потребовалось поправить только титульник. Остальное - стандартные окружения теха.
2 Анонимный комментирует...
а диплом будет оформлен в соответствии с ЕСКД?
У меня его приняли без вопросов. Вряд ли кто будет придираться. Россия же - страна отсутсвия стандартнов.
2 YellowRabbit комментирует...
Интересно. А три разных способа перевести строку (\\ \\* \linebreak) это требования к оформлению титульника?
Это сделано для иллюстративных целях.
2 virens Стандартные, то стандартные. Но всякие мелочи править надо. Те же подписи под рисунками, вертикальные отбивки и т.д.
Если бы я писал этот пост, я бы обязательно добавил в начало пару абзацев о том, что для просмотра tex нужно компилировать в pdf или dvi.
«Агентство» пишется через «Т» в середине :)
вместо \vspace{8em}, \vspace{2.5em}, \vspace{6em}, \vspace{\fill} лучше везде писать \vfill, причем там, где нужно вертикальный пробел побольше - два раза \vfill\vfill или даже три. Тогда пробелы растянутся автоматически и будут пропорциональны количеству вставленных \vfill. Для любознательных существуют и дробные варианты \vfill (см. Кнут «Все про TeX»).
2 Ольга комментирует...
Но всякие мелочи править надо. Те же подписи под рисунками, вертикальные отбивки и т.д.
У нас, в силу разгильдяйства, с этим проще. А чтож у вас за ВУЗ такой суровый? :-)
2 bappoy комментирует...
Если бы я писал этот пост, я бы обязательно добавил в начало пару абзацев о том, что для просмотра tex нужно компилировать в pdf или dvi
Подумаю. С другой стороны, в интегрированных оболочках это делается одной кнопкой.
«Агентство» пишется через «Т» в середине :)
Ого, эк я пропустил-то! Спасибо, поправил.
2 malistov комментирует...
вместо \vspace{8em}, \vspace{2.5em}, \vspace{6em}, \vspace{\fill} лучше везде писать \vfill,
Народ писал, что работает так, как написано. Но согласен, что \vfill лучше.
балин :) и где ты был в 2006 году когда я писал диплом? :) но всёж написал в LaTeX и сдал в PDF.
ЗЫ пиарим: http://hatred.homelinux.net/wiki/zhurnal:2008-11-24_23.11_kak_oformit_diplom_v_latex :)
По поводу центрирования. Чтобы постоянно не писать \begin{center} \end{center}, нужно открыть скобку '{', написать \centering, далее писать нужный текст, затем закрыть скобку '}', чтобы все было как раньше.
Чтобы не писать постоянно \\ на каждой строчке. Достаточно объявить \obeylines (желательно также в группе между '{' и '}') и \\ не нужна.
Текст будет выглядеть проще и меньше.
\begin{titlepage}
\newpage
\centering\obeylines
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
\vspace{1cm}
Н-СКИЙ АРБУЗО-ЛИТЕЙНЫЙ ИНСТИТУТ
(ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ)
\hrulefill
\flushright{КАФЕДРА \No ХХХ}
\vfill\vfill
{
\Large
Пояснительная записка
к дипломному проекту на тему:
}
\vfill
\textsc{\textbf{исследование торсионных наногенераторов \linebreak стволовых клеток для борьбы с терроризмом}}
\vfill
\begin{flushleft}
Студент--дипломник \hrulefill Пупкин А.А.
\vfill
Научный руководитель
доцент \hrulefill Иванов Б.Б.
\vfill
Рецензент
к.ф.-м.н., в.н.с. АБВГ \hrulefill Петров В.В.
\vfill
Зав. кафедрой \No ХХХ
д.ф-м.н, профессор \hrulefill Сидоров Г.Г.
\end{flushleft}
\vfill\vfill\vfill
Н-ск 2000
\end{titlepage}
> в пропритарном
проприетарном
По-моему, следует добавить пару строк после абзаца, описывающего установку. В частности, почему вы выбрали Kile. А то получается, выбирайте, что хотите, но установим kile.
Интерес к latex во мне пробудил список преимуществ, но потом как-то закрутилось-завертелось и прошло мимо. Буду сейчас наверстывать :)
Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики) Но вообще-то требования ГОСТов следовало надо соблюдать, даже когда у них величина вертикальной отбивки подчас меряется в одной пропущенной строке при 14 размере шрифта.
> Интерес к latex во мне пробудил список преимуществ…
Чесслово, спасибо за ссылку :-)
А virens'у — буду вычитывать по мере возможностей и свободного времени. Надо ж помочь…
Цикл статей по LaTeX с исходниками: http://www.inp.nsk.su/~baldin/LaTeX/index.html
IMHO. возможно имеет смысл глянуть в сторону пакета disser и eskdx
С уважением Евгений
Снова здравствуйте! :)
LaTeX я не интересуюсь, поэтому в смысл статьи почти не вникал - так что по содержимому отзыва не будет, только ошибки и опечатки, коих, к сожалению, набралось довольно много. Итак, приступим к рассмотрению нашего сегодняшнего чарта :) :
> для повседневного творчества технической документации
Как-то не литературно сказано. Можно "для повседневного творчества" или что-то вроде "для повседневного написания технической документации" (хотя, мой второй вариант тоже не блещет; наверное, стоит написать первый и не морочиться).
> TexMaker (как поставить) (в UNIX)
Имхо, стоит переписать вот так: "TexMaker (для UNIX; как установить)".
> несколько книг по LaTeX для начинающих (Львовский);
На мой взгляд, стоило бы указать инициалы этого самого Львовского. Почему? Да хотя бы потому, что в Украине есть город Львов, и львовским может быть и институт :) Да и вообще, невежливо это - без инициалов...
> вам потребуется установить пакеты tetex-bin tetex-extra latex-ucs.
Тут имена пакетов стоит разделить запятыми, ибо здесь у Вас просто рассказ, а копипастить будут команду, которая указана ниже по тексту.
> установке программ в Debian/Ubuntu
В этом кусочке два важных момента:
1) ссылка захватывает пробел перед текстом (в html-коде выглядит это как <a href="url"> текст текст</a>), что хоть и не критично, но несколько некрасиво (во придрался-то, правда? :D);
2) ссылка не захватывает слеш и Ubuntu. Думаю, стоит либо убрать Ubuntu вообще, либо распространить ссылку и на неё.
> а так же интегрированной оболочки Kile .
Перед точкой поставлен лишний пробел, слово "также" должно писаться слитно.
> То есть для счастливых пользователей Debian-основанных дистрибутивов установка LaTeX производится в один клик вместе со всеми нужными приложениями
Лучше "То есть для счастливых пользователей Debian-основанных дистрибутивов установка LaTeX вместе со всеми нужными приложениями производится в один клик". Кстати, выражение "Debian-основанные дистрибутивы" хоть и несёт законченную мысль, но неудобоваримо (по крайней мере, для меня; при чтении я о него спотыкаюсь). Может быть, заменить на что-нить попроще? :)
> Можно так же выполнять её
Опять неправильно написано "также" (или правильно? Меня может глючить, вечер всё-таки...), и не "выполнять", а "выполнить" - не знаю, как доказать, но должно быть так :D
> а так же где-то ищут оболочку для работы в LaTeX
Опять это "также"! Хм... Наверное, глючит всё-таки меня - ну не могли Вы сделать столько ошибок! (Но я все равно отправлю это в комментарии, ведь может быть и так, что ошиблись всё-таки Вы... Страхуемся :))
> Есть один важный момент, который следует сделать в первую очередь.
Некорректная формулировка. Моменты не делают. Даже в первую очередь :) Лучше написать "Есть один важный момент, который нужно учесть" или же "Есть один важный аспект, на которой надо обратить особое внимание".
Защита от копипастеров красивая. Элегантная, я бы сказал. Никогда ещё не видел такой. Подсмотели у кого или сами придумали, а, virens?
На сегодня всё ;) Ждём-с новых частей статьи. Удачи!
>Дополнительная справка по пакетам расширения в LaTeX можно найти здесь
Предлагаю: "Дополнительную справку"
>..наиболее частно используемых...
часто, если я все правильно понял.
>..критику так же отгружайте в комментарии
Считаю, что в этом месте, как и в нескольких, указанных Programmaster, "также" является союзом и должно писаться слитно.
На всякий случай почитал, вроде ничего не перепутал:
>input{DiplomProject-Title}% это титутльный лист
титульный
По теме поста: узнал о LaTeX из этого блога. Заинтересовало, хотя и практического применения пока нет, до диплома еще год. Поставил Kile, разбираюсь потихоньку.
2 triklozoid На самом деле лучше, чтобы к написанию диплома можно было сконцентрироваться на нем одном) Ибо некоторые вещи вылезают в основном при практическом применении) Удачи вам в этом начинании)
А как насчет редактора Lyx. Я им не пользовался, так как латекс начал только изучать в виду написания диплома, но он есть и под Linux и под Windows. Если кто-то с ним работал можете сказать хорош он или мне направить взор на что нибудь другое.
2 Programmaster и virens
> Защита от копипастеров красивая. Элегантная, я бы сказал. Никогда ещё не видел такой. Подсмотели у кого или сами придумали, а, virens?
Я с минуту думал, что это за… Нет, надо молчать, а то ж раскрою :-) В общем, красиво. Идея — отличная.
>Maverick комментирует...
>А как насчет редактора Lyx. Я им не пользовался, так как латекс начал только изучать в виду написания диплома, но он есть и под Linux и под Windows. Если кто-то с ним работал можете сказать хорош он или мне направить взор на что нибудь другое.
Я пользуюсь редактором LyX с самого начала знакомства с LaTeX, причём мне понравились новые возможности версии 1.6 и я пользовался beta-ми. А недавно вышла финальная версия 1.6.
Я очень советую, потому что с ним гораздо удобнее работать — он визуально выделяет заголовки, показывает рисунки, таблицы и т. д. В общем, я тут многое написал: http://dxdy.ru/topic15117.html Но есть некоторые нюансы, например, некоторые вещи лучше давать в преамбуле, а не настройками через меню и окна.
И изучать LaTeX всё равно со временем понадобится, так как LyX может не всё, да и иногда удобнее что-то написать чистым кодом.
>а диплом будет оформлен в соответствии с ЕСКД?
>У меня его приняли без вопросов. Вряд ли кто будет придираться. Россия же - страна отсутсвия стандартнов.
Не знаю как везде но на некоторых специальностях соответствие ЕСКД очень жесткое требование. Очень актуально для конструкторских специальностей. Если в Ваш будущий мануал войдет соответствующая глава то полнота освещения методик работы с латехом будет превосходной.
> Там не просто паршивая документация, там её просто нет.
Документация к пакету disser давно написана, нужно просто разуть глаза. Она устанавливается в стандартный каталог /usr/share/texmf/doc/latex/disser.
2 h4tr3d комментирует...
балин :) и где ты был в 2006 году когда я писал диплом? :)
Там же - писал свой. И мне было не до блогов :-)
ЗЫ пиарим:
Спасибо!
2 malistov комментирует...
По поводу центрирования.
Это для наглядности. Всё-таки код пишется для людей, не сильно в этом разбирающихся.
Чтобы не писать постоянно \\ на каждой строчке.
Спасибо, постараюсь приладить.
2 Dr.AKULAvich комментирует...
> в пропритарном
Исправил. Блин, текст писал в угаре вечером, после статьи... всех читателей распугаю :-)
В частности, почему вы выбрали Kile. А то получается, выбирайте, что хотите, но установим kile.
Не так: я поставил Киле, ибо он мне нравится. Но строчку я добавил.
Интерес к latex во мне пробудил список преимуществ, но потом как-то закрутилось-завертелось и прошло мимо.
Для текстов с кучей формул и картинок ЛаТеХ равных не имеет. Только сегодня утром готовился к лекции - забабахал шикарную презентацию на 45 слайдов из текста лекции. На всё про всё ушло час с копейками, прямо перед выходом в университет :-)
2 Ольга комментирует...
Но вообще-то требования ГОСТов следовало надо соблюдать,
Я соблюдаю - и получаю по мозгам от всех: видел 4 разных стиля оформления отчёта по НИР, на ГОСТ похожих отдалённо - и все 4 приняли. А к моему ГОСТовому придирались :-)
2 Hina-Ichigo комментирует...
А virens'у — буду вычитывать по мере возможностей и свободного времени. Надо ж помочь
Спасибо!
В текстах про ЛаТеХ может быть чуть больше ошибок, чем обычно в постах - у меня сейчас режим работы без выходных. В общем, давайте пост про диплом в латехе писать всем миром.
2 Анонимный комментирует...
Цикл статей по LaTeX с исходниками: http://www.inp.nsk.su/~baldin/LaTeX/index.html
Да, я регулярно их читаю. Спасибо, надо будет вставить в раздел "Ссылки"
IMHO. возможно имеет смысл глянуть в сторону пакета disser и eskdx
С уважением Евгений
Ого, какие люди заходят! :-)
Я польщён :-)
2 Programmaster комментирует...
Снова здравствуйте! :)
Добро пожаловать!
для повседневного творчества технической документации
Как-то не литературно сказано.
Согласен, поправлено.
> TexMaker (как поставить) (в UNIX)
Пофиксено.
> несколько книг по LaTeX для начинающих (Львовский);
На мой взгляд, стоило бы указать инициалы этого самого Львовского.
Это было в качестве TODO, а потом забылось. Сейчас поставил ссылки.
> вам потребуется установить пакеты tetex-bin tetex-extra latex-ucs.
Тут имена пакетов стоит разделить запятыми
Ладно.
> установке программ в Debian/Ubuntu
В этом кусочке два важных момента:
1) ссылка захватывает пробел
В общем я хотел отправить по ссылке дебиановцев, а то убунтоводы при виде консоли часто впадают в панику :-)
> а так же интегрированной оболочки Kile .
Перед точкой поставлен лишний пробел, слово "также" должно писаться слитно.
Да, есть такое. Спасибо, проглядел. И далее учёл стилистические косяки.
Меня может глючить, вечер всё-таки...)
Я тоже пишу не утром, так что увы.
ну не могли Вы сделать столько ошибок!
Мог. И сделал. И ещё сделаю :-)
Серьёзно, у меня сейчас цейтнот. У меня был календарь постов, и всё было вроде нормально: постов хватало до января. А потом я вспомнил, что ещё в апреле начал собирать все свои латеховские хаки, ибо задолбало их искать по Тундре :-) Сейчас у всех дипломников подходит время Ч. Тут я и подумал: сейчас или никогда :-)
Так что пишется буквально в прямом эфире.
Защита от копипастеров красивая. Элегантная, я бы сказал. Никогда ещё не видел такой. Подсмотели у кого или сами придумали, а, virens?
Самопал. В Огнелисе отображается криво, зато в Опере - на ура :-)
Ждём-с новых частей статьи.
Будут. Уже в понедельник. Постараюсь урвать время и поправить до публикации. А то стыдно :-)
2 triklozoid комментирует...
Предлагаю: "Дополнительную справку"
Принято.
часто, если я все правильно понял.
Да.
титульный
ага.
По теме поста: узнал о LaTeX из этого блога. Заинтересовало, хотя и практического применения пока нет, до диплома еще год.
Год - это очень немного. Надеюсь, пригодится.
2 Maverick комментирует...
А как насчет редактора Lyx.
Кому-то нравится, кому-то нет. Попробуйте LyX, Kile и TeXmaker.
2 Hina-Ichigo комментирует...
> Защита от копипастеров красивая. Элегантная, я бы сказал. Никогда ещё не видел такой.
В общем это дубовое повторение тега small. А что, есть возможность запатентовать? :-)
2 neGODnick комментирует...
Я очень советую (LyX), потому что с ним гораздо удобнее работать
Опять-таки, кому как. Но лучше попробовать и выбрать для себя.
В контексте изложения не будет важно, чем пользоваться.
2 Анонимный комментирует...
Если в Ваш будущий мануал войдет соответствующая глава то полнота освещения методик работы с латехом будет превосходной.
Я в ЕСКД если честно не разбирался ибо без нужды. Но если кто кинет хорошей ссылкой или сам напишет - вставлю в текст без вопросов. И ссылку поставлю. :-)
2 Анонимный комментирует...
Документация к пакету disser давно написана, нужно просто разуть глаза. Она устанавливается в стандартный каталог /usr/share/texmf/doc/latex/disser.
Разуваем глаза - и опа:
beast@notebeast:~$ ls /usr/share/texmf/doc/latex/disser
ls: /usr/share/texmf/doc/latex/disser: No such file or directory
А теперь мощный аккорд: в яндекс по поисковым словам "оформить диплом latex disser" и смотрим первые десять ссылок. Ну и где тут НОРМАЛЬНОЕ описание пакета disser и как им пользоваться!?
За то readme, которое Кручинин написал к пакету, нужно головы отрывать.
Значит у тебя $TEXMF на другой каталог указывает или ты документацию при установке не собрал. Не надо валить с больной головы на здоровую. find / -name disser.pdf
cd disser/src
make
make install
> А теперь мощный аккорд: в яндекс по поисковым словам
Яндекс -- не поисковая система, а "купислова".
> За то readme, которое Кручинин написал к пакету, нужно головы отрывать.
Это open source, чувак. Тебе никто ничего не должен.
Название пакета визуальной вёрстки для Windows всё таки WinEdt ,а не WinEdit, хотя первый в гугле в выдаче и первый, но WinEdit это другой продукт.
Тоже про это
http://samolisov.blogspot.com/search/label/LaTeX
Если нужен 14 шрифт, то нужно использовать классы документов ext, например
\documentclass[14pt,a4paper,oneside]{extarticle}
\usepackage{indentfirst} - абзацный отступ
\addto\captionsrussian{\def\refname{Использованные источники}} - переименование списка литературы в использованные источники
А чтоб список литературы попал в оглавление перед ним нужно добавить
\addcontentsline{toc}{section}{\tocsecindent{Использованные источники}}
2 Анонимный комментирует...
Значит у тебя $TEXMF на другой каталог указывает или ты документацию при установке не собрал. Не надо валить с больной головы на здоровую.
Надо. Документация должна быть не только в пакете (ридми.ру, да!?), но и в Интернете, и желательно на видном месте. И желательно с примерами. Иначе пакет disser так и будет собирать пыль на свалке CTAN, что он сейчас и делает.
Кручинин сделал большую работу, но толку от неё 0, если никто о ней не знает. Это мы уже проходили с ГОСТом по НИР.
Яндекс -- не поисковая система, а "купислова".
Вот вам Гугл. Ну и кто на первой ссылке, а? :-)
2 Анонимный комментирует...
Это open source, чувак. Тебе никто ничего не должен.
Я в курсе, да. Просто отношение к своему делу и слово "Качество" для многих -- пустой звон. Без персоналий.
2 Stoune комментирует...
Название пакета визуальной вёрстки для Windows всё таки WinEdt
Большое спасибо, я не знал. Исправил и ссылку поставил.
2 Анонимный комментирует...
Тоже про это
О! Спасибо! Уже поставил ссылку в тексте.
2 Анонимный комментирует...
Если нужен 14 шрифт, то нужно использовать классы документов ext
Спасибо, унёс к себе в напоминания, добавлю в текст чуть позднее.
2 Анонимный комментирует...
А чтоб список литературы попал в оглавление перед ним нужно добавить
Спасибо, будет добавлено.
Единственная проблема использования LaTeX - некоторые нормоконтроллеры требуют показать ему текст в Ворд, проверяют там ошибки орфографии и как сделана верстка (у моего был некий магический набор макросов, которыми он проверял неразрывность пробелов, автоматически ли сделана орфография и т.д.). К счастью мне удалось договориться, но считаю, что чем больше будет литературы/статей по LaTeX, тем больше людей будут его использовать. А значит и преподаватели когда-нибудь поймут, что ворд - не единственное средство оформления.
По статье. Я для набирания tex-файлов использовал far и плагин colorer, есть также плагин к Eclipse - texlipse. Ну и конечно следует заметить, что нормоконтроль в некоторых вузах отличается, требования тоже, поэтому разбираться в устройстве стилевых файлов и вносить мелкие правки скорее всего придется.
И еще хочется заметить. Так получилось что я единственный использовал LaTeX и первый прошел нормоконтроль. Так что все у нас получится ))
Не осилил все коменты, может уже было
>> оглавление генерируется автоматически и будет перегенерироваться каждый раз, когда вы меняете структуру документа.
Для корректной обработки всех ссылок и оглавления документ надо пересобрать ДВА раза.
Вот нашел похожую статью и она вроде зашла дальше вашей:
http://samolisov.blogspot.com/2008/06/latex.html
> Надо. Документация должна быть не только в пакете (ридми.ру, да!?), но и в Интернете
README.ru открыто выложен на том же CTAN. Там прямым текстом сказано, как собирать сам класс и документацию к нему. Если ты так и не осилил прочитать его и выполнить make install, то этот пакет не для тебя. Disser is user-friendly. It's just very selective about who its friends are.
> Иначе пакет disser так и будет собирать пыль на свалке CTAN, что он сейчас и делает.
Его включили в TeX Live 2008 и, соответственно, во все свежие дистрибутивы:
http://mirrors.ludost.net/gentoo-portage/dev-texlive/texlive-langcyrillic/texlive-langcyrillic-2008.ebuild
http://wiki.archlinux.org/index.php/Texlive-langcyrillic
Когда обновят пакет texlive-lang-cyrillic для Lenny, то disser вместе с документацией будет автоматически устанавливаться из репозиториев Debian. Не надо будет лишний раз перенапрягать мозг выполнением make install.
> Вот вам Гугл. Ну и кто на первой ссылке, а? :-)
По такому количеству ключевых слов ищут только люди, не понимающие принципов работы поисковых систем. Вот корректный запрос: http://www.google.com/search?q=disser+LaTeX
2 Samolisov Pavel комментирует...
Единственная проблема использования LaTeX - некоторые нормоконтроллеры требуют показать ему текст в Ворд
Я нормоконтроллеров вообще в нашем институте не встречал. Серьёзно: видел 4 разных отчёта по НИР оформленные по-разному, и все четыре приняли.
По статье. Я для набирания tex-файлов использовал far и плагин colorer
Я за интегрированные среды, так удобнее, особенно новичкам.
Пост вообще задуман для моих студентов, кои не желают менять свои дурные привычки и маются с вордом.
2 Samolisov Pavel комментирует...
Для корректной обработки всех ссылок и оглавления документ надо пересобрать ДВА раза.
А вот это я обязательно добавлю - действительно забыл! Спасибо!
2 Ярослав Клюев комментирует...
Вот нашел похожую статью и она вроде зашла дальше вашей
А мы догоним и перегоним :-)))
Спасибо за ссылку, я уже указал её в тексте.
2 Анонимный комментирует...
README.ru открыто выложен на том же CTAN. Там прямым текстом сказано, как собирать сам класс и документацию к нему
Здесь не ЛОР и полемики в стиле "не осилил" не получится. Я "осилил". Другие - нет. И не хотят. И не будут. И правильно сделают: документация должна быть для пользователя, а не для робота-андроида.
Короче, я напишу пост про disser, а потом для сравнения приведу статистику поисковых запросов - вот тогда мы и посмотрим, кто больше наберёт заходов. Можно делать ставки уже сейчас.
По такому количеству ключевых слов ищут только люди, не понимающие принципов работы поисковых систем.
Важна цель, а не средство. Цель - оформить диплом. О пакете disser в университетах НИКТО не говорит, о нём просто никто не знает. И не узнает, пока о нём будут только сопливые выкрики на ЛОРе.
Я ещё раз привожу пример с отчётом по НИР. Мне потребовалось искать почти час, чтобы где-то на каком-то богом забытов сервере найти пылящихся архив gost732.zip, в котором был ГОСТовый стиль оформления НИРов. И всё потому, что автор поленился уделить пару минут документации. А теперь мой пост по этой теме набирает 50 заходов в день.
имхо дико слабая статья в нынешнем виде. вместо неё следовало бы просто читать упомянутый перевод "не очень краткое введение в латех".
Искать пакеты к ТеХу (и их документацию) в гугле, а не в поисковике CTAN, http://www.ctan.org/search.html, - глупость.
ни одной ссылки или упоминания CTAN! http://www.ctan.org/
имхо также следует упомянуть www.miktex.org, www.texlive.org
Миша.
Кстати, автор TeXа, профессор Дональд Кнут, избран в этом году иностранным членом РАН по отделению математическиз наук.
http://www.ras.ru/win/db/show_per.asp?P=.id-60526.ln-ru
http://www.ras.ru/viewstaticdoc.aspx?id=678c5841-0fd1-47f5-b853-7d30f46b527e&_Language=ru
Миша.
Что Вы можете сказать про WinShell?
мне она нравится больше, чем TexMaker хотя бы деревом проекта. Русский язык тоже есть.
вот ссылка - http://www.winshell.de/
Кстати, мы на убунте ставили texlive-fulll и получали полный комплект, дополнительных модулей ставить не пришлось
Хотя может и соврал, вроде cm-super тоже ставили
думаю, стоит упомянуть страничку автора перевода "не очень короткое введение в латех", Б. Тоботраса, точнее, её раздел, посвященный теху. http://xtalk.msk.su/tex/
там представлены исходники перевода, которые сами по себе является хорошим сборником примеров
Миша.
2 Анонимный [Миша] комментирует...
имхо дико слабая статья в нынешнем виде.
Ого, какие мощные аналитики подтянулись! :-)
Ну давайте, Миша, покажите мне методическое пособие, в котором описано, как физику оформить диплом в ЛаТеХе. Я жду.
вместо неё следовало бы просто читать упомянутый перевод "не очень краткое введение в латех".
Да не нужно это, Миша. Там куча ненужного мусора - зачем физику набирать стихи и формулы в три этажа!?
Искать пакеты к ТеХу (и их документацию) в гугле, а не в поисковике CTAN, http://www.ctan.org/search.html, - глупость.
CTAN это помойка с дурным интерфейсом, а не поисковик. Время манов и дурной документации, засунутой в некомпилированном виде уходит, только вы этого не понимаете.
ни одной ссылки или упоминания CTAN!
Кидайте в меня тухлые помидоры, но я считаю, что он этого просто не заслуживает.
2 Анонимный комментирует...
Кстати, автор TeXа, профессор Дональд Кнут, избран в этом году иностранным членом РАН по отделению математическиз наук.
Он давным-давно президент Американского Математического Сообщества - поверьте, это намного больше, чем членство в академии наук страны третьего мира.
2 Maratich комментирует...
Что Вы можете сказать про WinShell?
мне она нравится больше, чем TexMaker
Ничего не могу сказать, т.к. работаю в Linux. Но там есть возможность переводить DOC в LATEX. Это интересно, хотя с кириллицей скорее всего не дружит.
2 Анонимный комментирует...
Кстати, мы на убунте ставили texlive-fulll и получали полный комплект, дополнительных модулей ставить не пришлось
Это хорошо, буду ждать, пока в дебиане техлив устаканится. Мне и на tetex хорошо :-)
Анонимный комментирует...
думаю, стоит упомянуть страничку автора перевода "не очень короткое введение в латех",
Это какой-то хомепейдж, ставить на него ссылку страшно :-)
2 Анонимный комментирует...
Еще бы библиорафию по ГОС...
Про библиографию уже есть, сейчас вставлю ссылку в текст. Насчёт ГОСТа - традиционно в нашей стране на стандарты всем начхать, так что можно пользовать (пока?) простой unsrt и быть довольным.
2 virens
Если вы не считаете нужным писать про трехэтажные формулы, библиографию по госту, то в оставшемся базовом материале вообще ничего не изменилось за прошедшие лет, наверное, 10 (исключая, пожалуй, внедрение в bibtex национальных алфавитов). Все написано до вас, надо просто взять нормальную книгу и читать по мере необходимости. Имхо надо стремиться осваивать латех как гибкий и мощный инструмент, а не "оформить диплом или курсовик в латехе".
Я, хотя и химик, делал мат формулы в 3 этажа, библиографию и т.д (диплом и диссертация). Источником базовых знаний было "не очень краткое введение в латех". Продвинутые вещи брал из "LaTeX Companion" (русский перевод), там есть всё, а так же читал тексты файлов классов. И я отнюдь не читал в этих книгах все подряд - их структура хорошо продумана, в каждой имеется замечательное оглавление. Нет никакой необходимости читать все подряд.
Я лично считаю, что вы обязаны сослаться на CTAN (и на его поисковик) и на страницу автора перевода "не очень краткое введение в латех". То, что вам они не нравятся, ничего не означает. Другие разберутся, если захотят.
Миша.
2 Миша
Все написано до вас
Да, Миша, всё (или почти всё) написано до меня, но мой блог почему-то набирает свои 1500 заходов в сутки. Значит, не всё написано, не там и не так.
надо просто взять нормальную книгу и читать по мере необходимости.
Это ваше мнение. И я, собственно, так и делал, бился лбом о стену и ругался последними словами, когда не мог найти простых вещей в этих книгах. Потому, что они ОБЩИЕ. А я пишу конкретно для физиков, а совсем конкретно - для своих студентов.
Миша, не хотите - не читайте, я не Комсомольская правда. Просто не заходите в комментарии и всё. Если хотите сказать что-то конструктивное - извольте.
Имхо надо стремиться осваивать латех как гибкий и мощный инструмент
Эти придёт, но потом. Ваш самый слабый аргумент в том, что нужно начинать с самых общих вещей. Во многих случаях это не оправдано. И в данном случае это не оправдано, на мой взгляд.
Я, хотя и химик, делал мат формулы в 3 этажа, библиографию и т.д (диплом и диссертация). Источником базовых знаний было "не очень краткое введение в латех".
Я очень рад за вас, но такой подход годится не всем. Я не мог найти в таких книгах таких простых вещей, как поставку ударения в словах, значок диаметра, рисунки с раздельными подписями и прорву таких вот "простых" вещей. И меня это бесило.
Мой цикл постов - лишь попытка собрать все мои находки в ЛаТеХе за всё время, что я его осваиваю. Я никого не учу, мой блог - по-прежнему моя записная книжка. Не хотите - не читайте.
Я лично считаю, что вы обязаны сослаться на CTAN (и на его поисковик)
А на что там ссылаться!? Всё изложение идёт от стандартного класса report, я не использую никаких навороченных пакетов расширения, никаких кучерявых стилей. CTAN это просто помойка, с дурной навигацией и невменяемым поиском. И пока эти деятели не возьмутся за голову, ссылаться я на них не стану.
и на страницу автора перевода "не очень краткое введение в латех".
Это классический дурно сделанный "хомяк", и я даже не сразу понял, про что он. Я сошлюсь только на саму книгу. Кстати, за ссылку мерси.
То, что вам они не нравятся, ничего не означает.
Мне не нравится разгильдяйство и снобизм таких граждан, а так же наплевательское отношение к результату своей работы. Это моя принципиальная позиция.
Другие разберутся, если захотят.
В этом, Миша, ваша самая большая и страшная ошибка. Не разберутся, ибо дурно написанная документация и высокомерное отношение в списках рассылки отвадят людей от этого. Это основа для снобизма типа "я Д`Артаньян, а остальные навоз". Вы только отпугнёте желающих, и мне (и остальным) так и придётся жить в окружении вордодятлов, набирающих оглавление вручную. А я этого не хочу.
Ещё раз: вы высказали своё мнение, я - своё. Не хотите - не читайте. Комментарии открыты для конструктивного обсуждения, это не программа "Пусть говорят".
Если комментарии принимаются, то к вопросу о том, что можно было бы добавить...
Кстати не только при оформлении диплома, но и любого документа.
С точки зрения не очень опытного ТЕХника:
В главе 1 описано ядро будущего документа. К примеру, когда я начинаю новый документ с "чистого листа", я постоянно забываю, какие пакеты нужно подключить. В связи с этим можно было бы где-нибудь в Главе 1 вместе с "ядром" документа рассказать, как сделать шаблон, в который можно поместить необходимые команды, а потом использовать его при создании новых документов (я точно не знаю, как в LaTEX работать с шаблонами, но вроде что-то есть). Вот на данном этапе лично мне этой информации очень не хватает. Думаю, она была бы полезна для многих.
Неплохая статья. Как жаль, что LaTeX у нас слабо расспостранен. Даже в академической среде безпросветная темень. Кстати, спасибо за блог, очень много интересно.
Вы Михаил жаловались, что книгу Котельникова, Чеботаева трудно найти в электронном виде.
Пожалуйста, вот она (и не только она):
http://www.tex.uniyar.ac.ru/doc.htm
http://www.tex.uniyar.ac.ru/doc/kotelnikovchebotaev2004b.pdf
Полагаю, что авторы в курсе (судя по тому, что документ защищен от COPY/PASTE).
Еще полезная ссылка (русский LaTeX FAQ):
http://tex.raleigh.ru/
В преамбуле использованы переопределения
\renewcommand{\theenumii}{\arabic{enumii}}% Меняем везде перечисления на цифра.цифра
\renewcommand{\theenumiii}{\arabic{enumiii}}% Меняем везде перечисления на цифра.цифра
Если попытаться сделать в тексте ссылку на элемент списка второго и далее уровней с помощью \label и \ref то вместо желаемого "см. п. 4.3" мы получим "см. п. 43"
Поэтому в командах переопределения элементов списка второго уровня и выше нужно поставить точку перед элементом. Вот так:
\renewcommand{\theenumii}{.\arabic{enumii}}% Меняем везде перечисления на цифра.цифра
\renewcommand{\theenumiii}{.\arabic{enumiii}}% Меняем везде перечисления на цифра.цифра
Спасибо большое за статью. Очень помогло начать изучать LaTeX. В этом семестре курсач, так что применю всё в боевых условиях:)
Я-начинающая. Хоть диплом писала и в зловорде, перехожу на тех, потому как в серьезных издательствах все в техе. Да и драфты всегда есть, так что с созданием своего макета париться не надо. За статью спасибо.
Мелкое дополнение в копилку (если его там нет)
Для переноса строки с отступом после неё можно использовать такую конструкцию:
Строка \\[2cm]
Следующая строка с отступом в 2 см
Читала, что к вашим интересам относится "машинное зрение". А что это такое? Если хотите, можете оставить свой ответ у меня на блоге aishwisdom.blogspot.com в разделе "Что такое?.."
А кому-нибудь удавалось одновременно сделать список литературы по стандарту ГОСТ и ссылки в формате (Автор, год)? Это стандарт де-факто для многих журналов.
У меня получается либо plainnat - но тогда неправильное форматирование списка + англоязычные vol., p. и т.д., либо - utf8gost*, тогда список по госту, но ссылки только как номер.
Целый день мучал гугл, но как-то без толку. Неужели никто не решал эту проблему?!
Вы пишите: "Я считаю, что следует создавать отдельные файлы для каждой из глав... проще работать только с одной главой и не компилировать всякий раз всю работу. Поэтому каждую главу создаём в отдельном tex-файле и подключаем их с помощью директивы \input{DiplomProject-Title}"
а как же компилировать отдельно эти подключаемые файлы? как я понял, \input просто вставляет текст файла точка-в-точку, поэтому эти подключаемые файлы не должны иметь преамбулы и \begin{document}...\end{document}, и скомпилировать их не получится.
Объясните, пожалуйста, если я делаю что-то не так делаю.
Не подскажете, как менять стандартные гарнитуры шрифтов,скажем на cm-super?
Пакет установил, конфиг отрегулировал, но как эти шрифты называются в latex?
Все, что нашел в интернете --- \fontfamily{ccr}. Ни у кого случайно нет списка имен этих шрифтов (а если можно, и других кириллических)?
to tdnit
собственно, больше ничего и не нужно - пишете
{
\fontfamily{ccr}
\selectfont
ваш текст
}
и получаете текст, набранный новым шрифтом. Для изменения размера шрифта можно использовать команду \fontsize{12dd}{14dd} - первая цифра задаёт размер шрифта, а вторая - интерлиньяж(по-моему так, рассотояние между строками в общем)
А у меня другой вопрос: подскажите пожалуйста, почему на команду
\renewcommand\@begintheorem[2]{\begin{trivlist}\item[\hspace{\labelsep}{\bfseries#1\ #2.}]\itshape\end{trivlist}}
выдаётся ошибка
Missing \begin{document}. \renewcommand \@be
You can't use `macro parameter character #' in restricted horizontal mode. ...[\hspace{\labelsep}{\bfseries{#1}\ {#2}.}]
You can't use `macro parameter character #' in restricted horizontal mode. ...[\hspace{\labelsep}{\bfseries{#1}\ {#2}.}]
P.S.Команду взял из Львовского
Извиняюсь, что за наезды на Кручинина с его disser-ом? Там в папке src лежит файл manual.tex. Сгенерировать pdf не судьба? ;-)
Автор, я вас люблю :). Сэкономлены куча времени и нервов. Спасибо.
Ух, сколько вы тут понаписали, братцы, и как я тут давно не троллил :-)
@Анонимный, 15.12.2008 11:36:00
Если комментарии принимаются
Они всегда принимаются и, хотя и модерируются, почти всегда публикуются (кроме виагры, увеличения членов и откровенной рекламы).
В главе 1 описано ядро будущего документа. К примеру, когда я начинаю новый документ с "чистого листа", я постоянно забываю, какие пакеты нужно подключить. В связи с этим можно было бы где-нибудь в Главе 1 вместе с "ядром" документа рассказать, как сделать шаблон, в который можно поместить необходимые команды
Ммм... ну формально говоря такой пост есть - спасибо, кстати, внёс в текст поста. Если вы говорите о возможности создания своих классов и стилей документов, то такой пост готовится.
@bum, 02.01.2009 23:49:00
Как жаль, что LaTeX у нас слабо расспостранен. Даже в академической среде безпросветная темень.
В Австралии с этим несколько лучше, но не везде. И да, автор этих строк таки пытается изменить ситуацию этими постами по мере своих скромных сил.
@Анонимный, 10.01.2009 17:37:00
Вы Михаил жаловались, что книгу Котельникова, Чеботаева трудно найти в электронном виде.
У меня был негуглёж :-) Спасибо большое за ссылку. Вставил в пост.
Анонимный, 11.01.2009 19:16:00
В преамбуле использованы переопределения
Ага, точно, упустил. Спасибо!
@konstov, 13.02.2009 13:13:00
Спасибо большое за статью. Очень помогло начать изучать LaTeX.
Ну вот, кому-то помогло. А то выше в комментах писали "всё уже написано до вас и потому не нужно, закопать (вместе с автором)" :-)
@Анонимный, 20.02.2009 15:36:00
с созданием своего макета париться не надо.
Это не совсем так: подкорректировать под местные традиции придётся. Но не сильно.
@Eji, 26.10.2009 19:26:00
А кому-нибудь удавалось одновременно сделать список литературы по стандарту ГОСТ и ссылки в формате (Автор, год)?
Мне-нет. Хотя и не задавался целью.
@Анонимный, 20.11.2009 3:25:00
Вы пишите: "Я считаю, что следует создавать отдельные файлы для каждой из глав
Да, это так. Компилирую отдельные главы комментированием остальных. По мне так это проще всего.
@tdnit, 16.01.2010 13:26:00
Не подскажете, как менять стандартные гарнитуры шрифтов,скажем на cm-super?
Не подскажу - увы, не в теме. Там ниже @serebryakovgr (за что ему огромное спасибо) подсказывает.
@tdnit, 03.04.2010 20:45:00
Извиняюсь, что за наезды на Кручинина с его disser-ом? Там в папке src лежит файл manual.tex
На момент наездов этого файла там не было. И комментариев с примерами тоже. Возможно, эти пинки в сторону автора disser сему поспособствовали.
@Анонимный, 21.05.2010 14:55:00
Автор, я вас люблю :). Сэкономлены куча времени и нервов. Спасибо.
Я смущён %-) Пожалуйста :-)
В тему комментариев: если есть конструктивные идеи, комментарии к посту обязательно принимаются. Это в свете того, что, скорее всего, мне это придётся переводить на английский для своего университета в Австралии в качестве методического пособия :-)
пусть будет некропостом :)
почитал каменты. удивился вашему негодованию по поводу набора "вордодятлами" оглавления вручную. неужели нельзя было рассказать что в ворде оглавление вставляется парой команд, если, конечно, использованы стили при оформлении заголовков частей, параграфов и пр. причем, как и в латехе, в ворде есть и автоматическая нумерация всего этого безобразия. просто в латехе это все настроено ЗА ВАС с помощью пакетов типа babel. да и вам никто не запрещал напилить пару шаблончиков для ваших студиозов. не хайте ворд почем зазря. его минус только в некачественном рендеринге самого документа. остальное - кривые руки юзера.
рубльдолляр: все вышесказанное - сугубое ИМХО, основанное на собственном опыте пользования обоих продуктов.
рубльрубльдолляр: кстати, есть (хотя, может уже и был) замечтательный редактор TeXnicCenter. кому не лень, можете попробовать :)
Анонимус.
@Анонимный комментирует...
пусть будет некропостом :)
Ну почему же - я комменты читаю. Там много интересного, особенно от Анонимуса, который самый активный комментатор :-)
удивился вашему негодованию по поводу набора "вордодятлами" оглавления вручную
Вы просто этих дятлов не видели, а я с ними работал. Ночной кошмар, скажу я вам. Они ничерта не слышали про стили, и это требует так же ручной работы.
если, конечно, использованы стили при оформлении
Анонимус, это ключевая фраза, и я рад, что она прозвучала здесь. Ты, Анонимус, крепко удивишься, если узнаешь, что почти никто об этих стилях не слышал.
в ворде есть и автоматическая нумерация всего
Я видел, через какую ж... в ворде построена библиография. Не надо мне такого. И да, автонумерация рисунков по главам - это в ворде делается как? Я делал через переменные в своё время, после чего один математик показал мне ЛаТеХ и я остался на нём навсегда.
просто в латехе это все настроено ЗА ВАС с помощью пакетов типа babel.
В этом и заключается плюс компьютеризации - оно ПРОСТО РАБОТАЕТ и мне не надо думать об этом. Мне надо писать статьи, отчёты и книги, а не воевать с вордом, в котором в каждой версии многое работает иначе.
вам никто не запрещал напилить пару шаблончиков для ваших студиозов
Мне?! А мне это зачем? У меня на дебиане и ворда-то нет. Это их проблемы. А меня устроит и стандартный шаблон Article. Его запиливать не надо.
не хайте ворд почем зазря
Он культивирует бардак в голове и, как следствие, в документах. ЛаТеХ культивирует структурное мышление при создании текста. Собственно, позиция уже изложена.
И ворд хают вот именно за это. Отвлекаясь от темы, этот подход - "тяп-ляп, абы как да побыстрей и чтоб не думать" - вообще характерен для продуктов Майкрософт. Лишь бы выплюнуть на рынок, а там хоть потоп.
его минус только в некачественном рендеринге самого документа
Только!? Анонимус, это ОЧЕНЬ ВАЖНО. Когда читаешь статью, приятнее читать хорошо набранный в Латехе документ, а не детские потуги вордоводов. Часто вордовые статьи и конференции читать настолько противно, что закрываешь их после Introduction. В большинстве случаев там просто нечего больше читать.
кстати, есть (хотя, может уже и был) замечтательный редактор TeXnicCenter.
Он только под винду. Тут блог про дебиан, если что. :-)
Промежуточный итог. Ворд хаял и хаю потому, что:
- культивирует бардак в голове
- выдаёт угрёбищного вида документы
- не предназначен для использования вне офисов
- для структурированных документов (а это почти все научные документы) противопоказан
Однако, ворд (или опенофис) хорош, когда надо по-быстрому что-то налабать на коленке. Без структуры, библиографии, сложных картинок и красивого оглавления.
>>- культивирует бардак в голове
точно такой же бардак будет и в LaTeX документах, ибо даже под ним можно стряпать как и в ворде, ЕСЛИ не приложить голову и руки. я проверял это на своих согрупниках в бытность свою студентом.
>>- выдаёт угрёбищного вида документы
согласен. LaTeX я люблю в основном за качество получаемого документа.
>>- не предназначен для использования вне офисов
позволю себе дополнить Вас: - не предназначен для использования вне офисов\дома.
>>Без структуры, библиографии, сложных картинок и красивого оглавления.
насчет библиографии согласен. насчет сложных картинок - я не понимаю, что под этим подразумевается. а насчет красивого оглавления - я уже писал об это выше. если применены стили оформления (как и в латехе) для задания заголовков 1-го, 2-го, 3-го уровней, то создание оглавления сводится к 1-му или 2-м простым нажатиям (точно также как в латехе). И оглавление получается весьма вкусным.
>>Тут блог про дебиан, если что. :-)
я виндузятник, однако, набрел же сюда :-)
>>Только!? Анонимус, это ОЧЕНЬ ВАЖНО. Когда читаешь статью, приятнее читать хорошо набранный в Латехе документ, а не детские потуги вордоводов. Часто вордовые статьи и конференции читать настолько противно, что закрываешь их после Introduction. В большинстве случаев там просто нечего больше читать.
Смотря в каком виде их читать. Твердокопия - не экран.
На уровне студента существенной разницы между вордом и латехом не обнаружишь.
лично я писал свой диплом на латехе. потом подумал и переписал его в ворд. Получилось тоже самое, за исключением качества шрифтов. Однако, с латехом я намучался, ибо переделывал оформление 2 раза, а всяких гайдов по настройке оформления под рукой тогда не было. пришлось методом научного тыка. В результате я для себя уяснил, что чем бы ты ни пользовался при наборе, прямые руки и не пустая голова решают. Кстати, насчет формул в ворде: есть замечательный обвес к ворду для этого - MathType. и тоже под винду :-) а вот опенофис ничем не лучше того же вордпада.
...Стили, стили, стили. вот мне в латехе захотелось заголовок: пишем {\Huge\textbf{<...>}} и получился заголовок. ну прям как в ворде :-) но это так, отвлеченно.
Зарезультирую(ИМХО): под виндовс, для серьезной научки - только латех (никто не спорит), для всего остального - что ворд, что латех, всё едино, ибо правильный обвес и прямые руки решают; под линукс - латех для всего.
ЗЫ: под линукс (он у меня с недавних пор соседом с виндой) я texlive поставил и пользуюсь XeLaTeX'ом. под виндой, впрочем, тоже самое есть. Весьма удобная вещь касательно шрифтов и Юникода.
ЗЗЫ: не серчайте, коли отвечал не по порядку :-]
С ув. Ваш Анонимус.
@Анонимный комментирует...
и вновь продолжается бой ;-)
Про бардак, нумерацию и качество вордовых документов конструктивно обсудили. Однако есть ещё кое-что.
точно такой же бардак будет и в LaTeX документах, ибо даже под ним можно стряпать как и в ворде, ЕСЛИ не приложить голову и руки.
Это да - если бардак в голове, то он будет всюду далее: в документах, в работе, в районе и в стране. Однако ЛаТеХ сразу приучает к использованию \section, \subsection и других структурных единиц. Это есть в любом руководстве на первых же страницах. Кроме того, текст ЛаТеха можно использовать многократно: в презентациях, постерах, статьях. И не надо беспокоиться о нумерации и прочем.
И от версии ЛаТеХа ничего не зависит. А не как в ворде - открыл презентацию в офисе2007, и всё поехало, и видео не запускается...
лично я писал свой диплом на латехе. потом подумал и переписал его в ворд. Получилось тоже самое, за исключением качества шрифтов.
Подозреваю, что диплом не по технической специальности. Мой диплом содержал больше полусотни формул, три десятка картинок и кучу литературных ссылок. Написать это в ворде - просто кошмар.
Однако, с латехом я намучался, ибо переделывал оформление 2 раза, а всяких гайдов по настройке оформления под рукой тогда не было.
Это очень странно. Материалов по латеху всегда хватало.
есть замечательный обвес к ворду для этого - MathType.
Вот в этом и трагедия ворда и винды в целом: из коробки только очень базовый функционал, и нужно ставить 100001 приблуду для получения работоспособной системы. ЛаТеХ это batteries included.
а вот опенофис ничем не лучше того же вордпада.
Неожиданный поворот. Справедливости ради надо сказать, что Опенофис таки мощнее вордпада по возможностям.
Стили, стили, стили.
Я скажу так. Возьмём 100 сферических вордоводов в вакууме. Сколько из них знают о стилях? От силы 3-5 штук. Далее, возьмём 100 сферических латехников в вакууме. Сколько из них знают о \section, \subsection и \tableofcontents? Не меньше чем 95-99 штук. Вопрос: где выше качество документов и продуктивность работы? В ЛаТеХе. Условия экспримента: технический факультет университета.
для всего остального - что ворд, что латех, всё едино
Анонимус, видимо, не сталкивался с таким понятием как Legacy. В переводе это означает мегатонны написанных текстов много-много лет назад и которые всё ещё нужны. И вот тут ворд сливает со страшной силой. Открываем документ с формулами и картинками, сделанный в ворде97, в ворде2003\2007 и начинаем рыдать. И не надо говорить про то, что "это старьё никому не надо" - научно-технические отчёты и методички очень даже нужные документы. В ЛаТеХе они компилируются, даже если созданы в начале 90х.
под линукс (он у меня с недавних пор соседом с виндой) я texlive поставил
Линукс одобряю, а вот техлив... Не нравится мне это огромное чудище, но альтернативы ему, по ходу дела, уже нет.
И да, если есть какие-то свои трюки в латехе или уникальные, не имеющие аналогов в мире (R)(TM) стилевые файлы, коими не жалко поделиться - буду рад их запостить.
С ув., Ваш Virens. :-)
>>и вновь продолжается бой ;-)<<
я - не за бой, я - за интеграцию.
>>Подозреваю, что диплом не по технической специальности. Мой диплом содержал больше полусотни формул, три десятка картинок и кучу литературных ссылок. Написать это в ворде - просто кошмар.<<
По самой что ни на есть технической. Кратинки, графики, формулы, таблицы, лит. ссылки. Около 200 листов этого счастья. Набрать - несложно. Оформить тяжело было. Вот тут я и обплевался. В ЛаТеХе мне пришлось долго мучатся со всякими отступами, интерлиньяжем и прочим безобразием. Курение манов по пакетами происходило долго и нудно. А вот с вордом таких проблем и не возникало практически. Но, в общем, ладно. Это нытье ленивого человека :-)
>>Вот в этом и трагедия ворда и винды в целом: из коробки только очень базовый функционал, и нужно ставить 100001 приблуду для получения работоспособной системы. ЛаТеХ это batteries included.<<
Неправда ваша, дядька. Функционал у ворда весьма богат. И, точно также как и ЛаТеХ, для получения удобоваримого результата нужно либо поставить несколько доп. пакетов, либо допилить руками. А вот касательно "batteries included", это как раз и есть ворд. В конце концов, это не Блокнот, а весьма сложная техническая громозека, потому требует навыков обращения. ЛаТеХ же, если не брать готовые сборки навроде МиКТеХа, ТеХлива и прочего, конструктор "Собери-Сам-и-заставь-всё-это-работать". MathType - обвес лишь для встроенного Equation, в нем формулы красивее смотрятся, потому и пользуюсь. Это как мат. пакеты для ЛаТеХа, не более. Насчет сборок и >>>...а вот техлив... Не нравится мне это огромное чудище, но альтернативы ему, по ходу дела, уже нет.<<< в частности. У ТеХлива есть замечательный инсталлятор, хоть на tlk, хоть под чистую консоль. В нем можно настроить что ставить а что нет, с разделением не по пакетам, а по блокам пакетов. Удобно и функционально. (В отличие от ворда. Вот уж действительно громозека еще тот).
>>Я скажу так. Возьмём 100 сферических вордоводов в вакууме. Сколько из них знают о стилях? От силы 3-5 штук. Далее, возьмём 100 сферических латехников в вакууме. Сколько из них знают о \section, \subsection и \tableofcontents? Не меньше чем 95-99 штук. Вопрос: где выше качество документов и продуктивность работы? В ЛаТеХе. Условия экспримента: технический факультет университета.<<
На то они и вордоводы, чтобы знать про стили и стелвые пакеты. И будет их не 3-5, а много больше. Не скажу что их число стремится к 100, это было бы черезчур, но что больше 60, это точно. И хотелось бы акцентировать внимание именно на слове "вордовод", а не "вордоюзверь". "-вод" он на то и "-вод", чтобы знать основные приемы работы со своим подопечным :-]
>>Открываем документ с формулами и картинками, сделанный в ворде97, в ворде2003\2007 и начинаем рыдать.<<
Может я чего неправльно делал, но с совместимостью старых доков с новым вордом не испытывал. Обратно - да, было дело.
>>Открываем документ с формулами и картинками, сделанный в ворде97, в ворде2003\2007 и начинаем рыдать.<<
>>И да, если есть какие-то свои трюки в латехе или уникальные, не имеющие аналогов в мире (R)(TM) стилевые файлы, коими не жалко поделиться - буду рад их запостить.<<
Нет таких. Все трюки выдраны из теперь уже прокуренных манов, гайдов и прочих блогов :-)
Хотелось бы все-таки закончить данную полемику, ибо, чувствую, что это назревающий извечный холивор виндузятников и линуксоидов. ИМХО: ЛаТеХ - микроскоп, совмещенный с молотком, Ворд - молоток, совмещенный с микроскопом. И тем, и тем можно забивать гвозди. Но все же, микроскопу - микроскопово, а молотку - молотково. Офис на то и Офис, Издательская система на то и издательская система.
С ув., Ваш Анонимус. ;-)
Конечно, освоить LaTeX нелегко, но надо понимать, что в результате вы приобретаете ценные навыки. И они, поверьте, в науке очень и очень востребованы. И чем большим количеством навыков вы будете владеть, тем будете более ценны как специалист. Именно поэтому я за изучение LaTeX и также какого-нибудь современного ЯП, если даже не планируете становиться программистом. В подтверждение -- статья касательно физиков:
...My own opinion is that scientists today need to know more than one language or one computing paradigm. And I think it is entirely reasonable that students learn C++ before they graduate, though even more important is that they learn how to program MATLAB and a computer algebra system such as Maple or Macsyma...
@Анонимный комментирует...
Оформить тяжело было. Вот тут я и обплевался. В ЛаТеХе мне пришлось долго мучатся со всякими отступами, интерлиньяжем и прочим безобразием.
Ага, и вот тут я прозреваю русский IT, который бессмысленный и беспощадный. На это, скорее всего, все плюнут (кроме размеров полей и 1.5 интервала). Я верстал технические отчёты, и отчёт по ГОСТУ у меня не приняли, с формулировкой "не похож на тот, что был в предыдущем году". Это я про бардак в головах, и, как следствие, в некоторых странах Северной Евразии. У нас, на прогнившем насквозь Западе, и конкретно Австралии, есть guidelines на тему "как оформлять". Они на удивление краткие, и там написано то, за что будут бить по лицу.
Неправда ваша, дядька. Функционал у ворда весьма богат.
Анонимус забыл, что ворд - это отдельный и, кстати, очень даже платный продукт. Я говорил о том, что идёт по дефолту в репозиториях. Вордпад, идущий в комплекте, не выглядит на фоне идущего в комплекте Дебиана Опенофиса никак. По функционалу Ворд и Опенофис сравнимы (я не сказал, что равноценны). Но холиварить про ВордVSОпенофис не будем.
И, точно также как и ЛаТеХ, для получения удобоваримого результата нужно либо поставить несколько доп. пакетов, либо допилить руками.
Я не знаю, какой Анонимус изучал ЛаТеХ, но сильно подозреваю, что виндовый. Отсутствие пакетного менеджера в винде сказалось. Кстати, результат стандратного пакета Article даёт неизменно превосходный результат. Выхлоп ворда на этом фоне очень бледен (особенно в части вывода формул).
В конце концов, это не Блокнот, а весьма сложная техническая громозека
Намного хуже громозеки: если в латехе можно разобраться, то почему одна версия ворда рендерит документ так, а другая сяк, не получится. Пример из жизни: мы втроём верстали один документ - я в Линуксе, индус в Винде и девушка-макинтошница. Девушка хотела его (документ) писать от руки (!), потом слёзно просила нас двоих, чтобы был ворд. Я при этом сделал страшные глаза и дурным голосом возопил "NO WAY!!!".
Ради интереса я результат перегнал в RTF и потом в DOC через опенофис. Виндовый ворд поломал половину формул и неправильно отобразил шрифты. Макинтоидный ворд формулы вообще отобразил какой-то псевдографикой. Для девушки это была наглядная иллюстрация мать её кросплатформенности.
ЛаТеХ же, если не брать готовые сборки навроде МиКТеХа, ТеХлива и прочего, конструктор "Собери-Сам-и-заставь-всё-это-работать"
Анонимус, это проблемы дурной винды, в которой, в XXI веке, до сих пор нет пакетного менеджера. Латех в линуксе ставится одной командой за одну минуту. Всё, никаких страданий.
На то они и вордоводы, чтобы знать про стили и стелвые пакеты. И будет их не 3-5, а много больше.
Ну зайдите в этот гадюшник мифи и спросите у тамошних дятлов про стили на дне открытых дверей. Вам сразу станет всё понятно. Я уверен, что в других местах не лучше.
Может я чего неправльно делал, но с совместимостью старых доков с новым вордом не испытывал. Обратно - да, было дело.
Она есть. Люди вместо научной работы занимаются вот этим маразмом. И это технический вуз.
Все трюки выдраны из теперь уже прокуренных манов, гайдов и прочих блогов :-)
Ну вот вместо того, чтобы кому-то их ещё раз вкуривать - повесьте это на блог. Не хотите открывать свой, можно запостить у меня.
@iv_vl комментирует...
Конечно, освоить LaTeX нелегко, но надо понимать, что в результате вы приобретаете ценные навыки.
Дык в этой нашей поганой Австралии в этом никто и не сомневается. Не знающих ЛаТеХ гонят на курсы молодых бойцов без разговоров. И это правильно.
Именно поэтому я за изучение LaTeX и также какого-нибудь современного ЯП, если даже не планируете становиться программистом.
А придётся, во всяком случае отчасти. Тут есть одно НО. В современном мире этот ЯП, кроме матлаба (который большинство знает фигово), это Джава или, прости господи, дот.нет. Со мной рядом сидит индус, и я решил у него консультацию взять: "у меня, говорю, задача есть - написать ВЫЧИСЛИТЕЛЬНО-ЁМКИЙ симулятор. Какой язык присоветуешь?". Чудо выдало: "ДЖАВА!"...
"у меня, говорю, задача есть - написать ВЫЧИСЛИТЕЛЬНО-ЁМКИЙ симулятор. Какой язык присоветуешь?". Чудо выдало: "ДЖАВА!"...
Я опять про своё, но лучше Fortran 90 на сегодняшний день ничего нет. И "заниматься изящным программированием" придется только один раз. Я плакал, когда недельную работу MatLab'а он выполнил за 20 минут.
напишите как написать само оглавление, то есть праграфы и их названия
мне кажется, в эту главу следует добавить ещё часть "готовим презентацию", где описать базовую работу с beamer
Не подскажет ни кто, как сделать так чтобы введение и заключение отображались в содержании, но при это не нумеровались как главы или секции?
\usepackage[dvips]{graphicx}
Я работаю в TexMaker'e
При вставке рисунка в формате png или jpg, вываливается ошибка "error bounding box", чтобы её не было, как оказалось, нужно просто убрать [dvips].
Кто-нибудь знает, это может быть проблемой конкретного пакета? При поиске в гугле выясняется, что она возникла не только у меня.
Кто-нибудь знает, это может быть проблемой конкретного пакета? При поиске в гугле выясняется, что она возникла не только у меня.
Так вроде этот dvips служит для подключения PostScript (*.ps и *.eps). Я вставляю png-картинки без этого пакета, просто описав \usepackage{graphics}
Большое спасибо за статью! Всё очень понятно и полезно. То и дело к ней обращаюсь.
"Не подскажет ни кто, как сделать так чтобы введение и заключение отображались в содержании, но при это не нумеровались как главы или секции?"
\section*{ВВЕДЕНИЕ}
\addcontentsline{toc}{section}{ВВЕДЕНИЕ}
Я сделала так.
Мне на Ubuntu понадобилось еще и texlive-lang-cyrillic пришлось поставить. Итого вышло бы aptitude install tetex-bin tetex-extra latex-ucs kile kdvi imagemagick sam2p texlive-lang-cyrillic
Пару слов в защиту Word 2007.
Именно 2007. Там сделан ТЕКСТОВЫЙ набор формул - в духе TeX - после этого на MathType смотреть не хочется вообще. Но! Мало кто об этом знает. Можно набрать в гугле "Word 2007 для математика" - и выпадет труд на 20+ страниц где все хорошо расписано.
@Анонимный комментирует...
Пару слов в защиту Word 2007.
Анонимус, я тебе отвечу. WYSIWYG, вне зависимости от названия (word/openoffice) есть неправильный выбор инструмента для задачи. Я не говорю, что бензопилой нельзя завернуть гвоздь в стену - просто это неверный инструмент. Для этой задачи есть дрель. И это вообще говорит многое об инженере как о специалисте: если он\она не умеет выбрать инструмент, это хреновый инженер.
Отсюда же растут ноги у всяких "недоучёных", которые пользуются инструментами (MATLAB, COMSOL, OPNET, etc), не зная, как они работают и что под капотом. Самое грустное, что они don't know and don't care. Они не любопытны. Знаешь, Анонимус, сколько я вижу вокруг себя таких индусов и китайцев, которые относятся к инженерии как к пошиву фуфаек Абибас?
А теперь по существу.
Там сделан ТЕКСТОВЫЙ набор формул - в духе TeX
Это не в духе ТеХ, ибо ТеХ это абсолютно другой подход. Это программирование на развитом специализированном языке. И я не понимаю труностей у технарей с его, ЛаТеХом, неприятием.
Спасибо большое за Вашу работу! Самый лучший краткосправочник по TeX. Каждый год пользуюсь.
Не подскажите как сделать что бы оглавление называлось оглавлением, а не содержанием? Написала вот \tableofcontents это в преамбуле
@Анонимный комментирует...
Спасибо большое за Вашу работу! Самый лучший краткосправочник по TeX.
Пожалуйста. Я рад, если это полезно кому-то, кроме меня. Я планирую несколько расширить этот цикл статей, включив материалы, которые накопились за это время. Оставайтесь на нашей волне :-)
@Анонимный комментирует...
Не подскажите как сделать что бы оглавление называлось оглавлением, а не содержанием?
Подскажу:
переименовать "Оглавление" во что-нибдудь другое. Несложное действие само по себе, но дабы не гуглить, есть готовый рецепт:
\renewcommand\contentsname{Projects List} %%% renaming the Table of Contents
вставить это в преамбулу документа, то есть до \begin{document}
Команда переименует Table of Contents в Projects List.
Это цитата из поста по оглавлению в латех. Кстати, на блоге есть поиск по статьям - вверху страницы в правой части есть окошко с лупой, туда можно что-нибудь написать, и многое отыщется ;-)
Про штампы ЕСКД ни слова не увидел. Жаль.
В принципе для этих целей неплохо подходит ESKDX, так что пользуюсь им.
@Александр Макурин комментирует...
Про штампы ЕСКД ни слова не увидел. Жаль.
Александр, это overkill. Для студенческих дипломов это не нужно. Это пережиток советской эпохи и маразма.
Вообще, я замечаю, что в РФ слишком много внимания форме и высосанным из пальца стандартам, и слишком мало внимания содержимому. Здесь, в Австралии, даже для Ph.D. нет строгих критериев по оформлению thesis. Здесь люди смотрят на, собственно, содержимое, ну и чтобы оно было оформлено читабельно. Здесь никто не устраивает цирк с милиметрами полей при убогом содержимом.
В принципе для этих целей неплохо подходит ESKDX
Я никогда им не пользовался, увы.
Моё брюзжание выше объясняется просто: ещё когда я был в сотрудниках мифи (именно так, с маленьких букв), я видел (и принимал участие, что печальнее) научно-технические отчёты, оформленные "по ГОСТу". Четыре отчёта - четыре разных оформления - один гост. И это при том, что бОльшая часть отчётов была тупо скопипащена с чьей-то диссертации начала 90-х.
Так что оформление, конечно, дело хорошее, но о содержимом тоже не стоит забывать.
Просто мой преподаватель один из немногих принципиальных. Хочет чтоб ему чуть ли не в золотом переплете поднесли. Никто еще не требовал ни определенных шрифтов, ни рамок, ни штампов. Хочу сунуть ему исходники, пусть разгребает.
Doc не является стандартом(насколько я знаю) OpenSource он не воспринимает (odt и пр.). Хочу таким образом всей кафедре вызов бросить.
@Александр Макурин
Знаю одного такого. Он даже утверждает, что *.doc используется чуть ли не во всем мире и latex вообще то, чем пользоваться не нужно и не стоит (я ему исходник ему, кстати, показывал).
Но мужик грамотный в технической части.
Отправить комментарий