В продолжении поста о том, как сделать из веб-блога книгу, мне хотелось бы немного пополемизировать на тему бумажных и электронных изданий. Пищу для поста и размышлений подбросил, как ни странно, длительный авиаперелёт - процесс занудный и утомительный, как бы ни старались авиакомпании его скрасить. В этот раз мне предстоял сравнительно короткий 9-часовой полёт в Гонк Конг на конференцию. Моим соседом по креслу оказался австралийский журналист местной газеты, который с большим интересом и сопереживанием смотрел фильм "Page One: Inside the New York Times". Фильм показался интересным и мне, и в процессе беседы с ним я сознался, что до некоторой степени представляю "вражеский лагерь". Материалами поднятых вопросов мне и хотелось бы поделиться в этом посте.
Фильм Page One: Inside the New York Times
Это грустная повесть о нелёгких буднях журналистов и газетчиков старой закалки, которые с удивлением обнаружили конкуренцию со стороны блоггеров, Твиттера и WikiLeaks. Если раньше требовалось образование и куча дипломов, чтобы просочиться в коллектив газеты, то теперь можно за минуту завести блог и начать завоёвывать аудиторию. Как следствие, газеты стали читать всё реже, и вот интернет-братия активно перетягивает одеяло журналистики на себя.
Обложка DVD-диска |
Редакторы и журналисты повествуют о своей нелёгкой (теперь) доле и о том, что доходы от рекламы стремительно падают. Известные газеты доведены до полного отчаяния: ``может нам в газете открыть секцию порнографии?''. О самой газете New York Times тоже поговарвали, что она закроется. Не то, чтобы журналисты в газетах стали намного хуже. Просто газеты не заметили, что Интернет и блоги стали большой силой: газетчики теперь выглядят как олень в свете фар несущегося на него грузовика.
Вот так безобидные блоггеры превратились в безжалостных акул пера и теперь лишают своей писаниной законного куска хлеба таких гигантов, как Нью Йорк Таймс :-)
Одна из старейших медиа компаний Tribune Company, подала заявление о банкротстве. Сама New York Times тоже не в лучшей форме и активно сокращает штат корреспондентов. Некоторые смотрят на это, как на временные трудности, говоря "Trees are still cut and the news are still delivered by newspapers". Но что-то в этой похвальбе мало уверенности.
Главная проблема в том, что с развитием электронных средств публикации, доходы от рекламы в газетах стали падать, причём неожиданно быстро. Люди начали всё больше и больше пользоваться сервисами, которые собирают новости из интернет-источников, зачастую копируя материалы известных газет. Модель бумажных газет, основанная на размещении рекламы для получения дохода, умирает.
Одной из сильных сторон интернет-изданий является обратная связь с читателями в виде комментариев. Многие сайты бумажных газет, если и удосуживают себя размещением формы для комментариев, почти никогда их не публикуют на сайте. И делают это совершенно напрасно: комментарии читателей зачастую содержат полезные поправки, ответную полемику и альтернативные мнения по поднятому вопросу. На этот счёт есть замечательная статья [перевод] от бывшего редактора The Washington Post в защиту анонимных комментариев на сайтах газет.
В печать! |
Хуже того: авторитарный тон самой New York Times теперь - лишь один из многих голосов в разномастном хоре блогов, живых журналов, твиттера и других электронных средств массовой информации. Масла в огонь подлили WikiLeaks, которые вывалили в интернет секретные документы (и время от времени продолжают это делать).
На самом деле, Wikileaks не первые, кто вот так открыто публикуют секретные правительственные материалы, просочившиеся к ним. В своё время NYtimes сами подняли большой скандал: New York Times опубликовала документы, касающиеся войны во Вьетнаме. Этот инцидент, более известный как Pentagon Papers, повлиял на многие дальнейшие события и существенно поднял престиж самой газеты. NYtimes тогда пришлось выдержать неслабый натиск правительства, но они стояли на своём со словами "We are independent from the government".Они не пытались опубликовать это в респектабельных газетах - они просто выложили это на открытые сайты типа YouTube, чтобы все могли это видеть. И теперь ведущие газеты оказались в неожиданном положении - они отстают от электронных СМИ даже в доступе к источникам. Проблема была в том, что Wikileaks опубликовали это всё в Интернет, и New York Times больше не нужна для того, чтобы донести это всё до широкой публики.
Собственно, это основной мотив фильма: бумажные газеты больше не нужны для того, чтобы доносить информацию до читателей. Разумеется, к газетам доверия больше: информация там тщательно проверяется, уровень изложения выше, освещение событий чаще всего беспристрастное (или во всяком случае не ярко ангажированное).
Блоггер не поедет в Афганистан или Ирак, рискуя собственной жизнью и здоровьем, чтобы сделать горячий репортаж. Опубликованный на блоге Васи Пупкина компромат на первых лиц страны едва ли станет широко известен, а критика Марьиванной политики кабинета министров скорее всего будет известна лишь бабкам у подъезда.
Другое дело - известная газета и её политические обозреватели. Если они выложат компромат или жёсткую критику властей, то это быстро станет известно широкой публике.
Если что-то серьёзное происходит в мире - газета об этом обязательно напишет, как правило, весьма аргументированно. И, в отличие от блога, опубликованное в газете уже не вернёшь, не поправишь и не уточнишь.
Немного критики
Фильм претендует на документальность, хотя сколько-нибудь внимательный зритель справедливо назовёт его заангажированным в сторону газет. Сами журналисты в фильме ведут себя так, как будто они и только они есть Рыцари Света и Правды, а тут набежала какая-то шпана с ноутбуками и теперь вот с ней надо считаться. Хуже того, теперь газете нечем платить Рыцарям и вот они вынуждены сидеть на пособии по безработице из-за этих вебдванольных мерзавцев.
В фильме часто мелькает малоадекватный, если не сказать хуже, David Carr: он безусловно добавляет эмоций и колорита в повествование, одновременно выставляя журналистов и репортёров в невыгодном свете. Пафос типа "если этого нет в NYtimes, этого не произошло в мире" и "апокалипсис сегодня - Nytimes помрёт в Мае" совершенно излишний.
Вообще, тон повествования время от времени становится очень самодовольным и обвиняющим в своих неудачах всех, кроме себя. Одна из причин угасания газет - снобизм, неспособность, нежелание адаптироваться к современным условиями и боязнь краткосрочных рисков.
В фильме сквозит выпячивание роли газет и выставление NYTimes в виде важного реликта прошлого, который не должен умереть или меняться ни при каких обстоятельствах. Любая организация, будь то газета или обычная бумажная почта, не отлиты в граните - они могут и должны адаптироваться к меняющимся внешним условиям.
Внутри редакции New York Times |
Тем не менее, фильм весьма интересен: например, я в первый раз имел возможность наблюдать процесс выбора редакторами историй для публикации. Обсуждение цены ошибок: если статья написана с искажением фактов, это огромный удар по престижу и доверию к газете. Было интересно посмотреть, как репортёры на самом деле проверяют факты в статье.
Кто виноват и Что делать?
По фильму можно подумать, что виноваты подлые блоггеры и сделать с ними ничего нельзя ибо демократия. Естественно, первая идея - сделать на сайте газеты подписку и paywall. То есть посмотрел X статей - дальше только за деньги.
В фильме Page One: New York Times редакторы надеются отвоевать часть прибылей с помощью детища Apple под названием iPad, которое по сути является однозадачным терминалом по приёму платежей в AppStore. Здесь стоит отметить, что iPad не уникален и не единственный игрок на рынке планшетов - Android есть и для планшетов, и андроидные планшеты не хуже, а часто лучше iPad.
На мой скромный взгляд, одна из проблем классических газет в том, что они сами не хотят меняться. Почему бы не сделать так, как реализовано в Google Books - они отсканировали книги и вы немножко сможете почитать. Но то, что вы видите в браузере - не текст, а картинка. То есть вы не сможете вытащить из Google Books всю книгу или хоть сколько-нибудь значительную её часть, зато сможете искать по тексту книги и ознакомиться с ней перед тем, как купить (или наступить на горло собственной совести и найти пиратскую копию).
Вместо заключения
Автор журналистом не является и потому на экспертные заключения замахиваться не станет. Однако интересно посмотреть, как всего за два десятка лет Интернет изменил ход привычных вещей. Не то, чтобы в New York Times или других газетах резко перевелись хорошие журналисты - вовсе нет, просто газеты теперь читают всё реже и реже. Невероятная лёгкость ведения блогов открывает возможности попробовать себя в журналистском жанре всем. Да и возможность за несколько кликов мыши (и некоторую сумму денег) издать свою собственную книгу меняют ситуацию с издательтвами радикально: лет 20-30 тому назад возможность легко и просто заказать собственную книгу, сгенерированную из интернет-блога, выглядело безумной фантазией.
Но вот Blogger.com стал домом для тысяч и тысяч блогов, в которых простые люди без журналистского образования пишут и обозревают всё на свете. Точно так же, написанное в блогах можно найти поисковыми системами и прокомментировать при желании. POD-сервисы позволяют в несколько кликов мыши распечатать настоящую книгу из блога с доставкой на дом. По ту сторону баррикад стоят профессиональные журналисты и редакторы бумажных газет, которые не знают, что со всей этой веб-братией делать и из каких средств теперь платить журналистам за их работу.
Поживём-увидим.
17 комментариев: |высказаться!| RSS-лента дискуссии.|
лет 20-30 тому назад возможность легко и просто заказать собственную книгу, сгенерированную из интернет-блога, выглядело безумной фантазией.
Автор противоречит сам себе. Не читают люди книги, поэтому и стало можно легко и просто заказать.
Спасибо за статью. Довольно познавательно. Однако, трудно представить, что будет лет через 50. Возможно, блоги станут постепенно "отмирать", как газеты сегодня, социальные сети закроются и все снова начнут читать книги и газеты...
Кстати, небольшой багрепорт: в Вашей твиттер-ленте дублируются сообщения, причём одно сообщение отправляет Google (скорее всего не сам гугл, а Feedburner), а другое - twitterfeed. Мне кажется, что стоит либо поудалять дубликаты вручную, либо закрыть доступ неугодному приложению.
Маленькая правка:
s/подилили/подлили/
в строке "Масла в огонь подилили WikiLeaks, "
полный бред, этот ваш пост. Никакого отношения к дебиану не имеет, тупо хождение "вокруг да около".
Я в вас разочаровался, срочно отписываюсь от "rss"-ленты - такую фигню читать не намерен
"Разумеется, к газетам доверия больше: информация там тщательно проверяется, уровень изложения выше, освещение событий чаще всего беспристрастное (или во всяком случае не ярко ангажированное)." В моей стране по названием БЕЛАРУСЬ это высказывание вовсе не относится к газетам)) Это я просто к слову.
Да, правильно предыдущий товарищ заметил. Если нечего сказать, лучше ничего не говорить.
Зачем писать всякую чушь, создавать дополнительный информационный шум. Проблем в мире реально много, но мы ведь сюда приходим чтобы почитать по конкретной (ожидаемой) теме, а не вообще на любую тему.
Пусть лучше будет пауза в публикациях, чем "солянка" и того что вижу, то пою. Возвращайтесь в колею, уважаемый. Мы с Вами, и ждем Ваших работ!
Вынужден согласиться с предыдущими ораторами.
По теме поста: вряд ли блоггеры совсем вытеснят печатные издания. Кино не убило театр. Телевидение не убило кинотеатр. Да, печатным изданиям туго придется, но кажись не все вымрут. Поживем, увидим.
@Анонимный комментирует...
Автор противоречит сам себе. Не читают люди книги, поэтому и стало можно легко и просто заказать.
Это разные вещи. Книги из блогов - это в основном для себя.
@Vlsu комментирует...
Довольно познавательно.
Мне было интересно, решил поделиться. Там внизу Анонимусам что-то лихо не понравилось :-)
Возможно, блоги станут постепенно "отмирать", как газеты сегодня
Блоги ведутся для души, в основном, в свободное от работы время. Там говорят за то, что профессиональные журналисты теперь испытывают трудности - конкуренция с блоггерами нешуточная.
Кстати, небольшой багрепорт: в Вашей твиттер-ленте дублируются сообщения
Есть такое. И проблема в том, что я не знаю, кто делает дубликаты. Но попробую разобраться. Сейчас вот демократию наведу в комментариях :-)
@Scyphius комментирует...
Маленькая правка:
Исправлено. Спасибо.
@Анонимный комментирует...
Никакого отношения к дебиану не имеет
Не согласен. Есть куча блогов о Дебиане, но о Дебиане очень мало книг. Те, что есть - устарели. Просто на вещи нужно смотреть шырше, Анонимус.
@Alex комментирует...
В моей стране по названием БЕЛАРУСЬ это высказывание вовсе не относится к газетам)) Это я просто к слову.
Вообще-то в посте говорится про New York Times - что-то мне подсказывает, что она не в Беларуси находится :-)
@zhevak комментирует...
Если нечего сказать, лучше ничего не говорить.
Сказать есть чего. Автор, собственно, блоггер, так что к теме блога относится. И да, это был единственный пост, выбивающийся из темы. Следующие по линуксам, андроидам и прочим гнуплотам.
Мы с Вами, и ждем Ваших работ!
Будет-будет. Вот прям следующей курьерской лошадью. И не только мои :-)
@Ogost комментирует...
По теме поста: вряд ли блоггеры совсем вытеснят печатные издания. Кино не убило театр.
Это да, но подача заявлений о банкротстве многих издательств - это более чем серьёзно.
Собственно, пост был не оттого, что у автора кончились идеи по линуксу - разоряющиеся ведущие газеты мира из-за блогов это довольно занятно.
Вообще, если смотреть шире, довольно занятно видеть, как технологии неожиданно меняют мир. Неожиданно и довольно непредсказуемо.
И всё-таки брАузер, не брОузер!
@Анонимный комментирует...
И всё-таки брАузер, не брОузер!
Во, Анонимус, хорошо, что ты зашёл и поднял этот вопрос. Чёрт, вот даже специально зашёл ради этого на грамоту.ру - и таки да, Анонимус прав. Посыпаю голову пеплом. Исправил.
Технологии мир не изменят, изменяют его люди, которые используют эти фиговые технологии.
Процесс, описанный в статье, трудно не заметить. Особенно находясь в полиграфической среде.
За ссылку на фильм спасибо, надо будет посмотреть.
@Анонимный комментирует...
Технологии мир не изменят, изменяют его люди, которые используют эти фиговые технологии.
Технологии-то как раз хорошие, только они привели к последствиям, которых особенно никто не ждал. Особенно среди традиционных газет.
Для справки: автор вводить платную подписку не собирается :-))
Хотя забавно бы выглядело: вы прочитали два баяна - чтобы читать дальше, купите подписку 299 долларов. Премиум план (399 долларов): ящик тухлых помидоров для кидания в баяниста и комменты без премодерации для толстого троллинга прилагаются.
@Анонимный комментирует...
05.03.2012 11:52:00
Я в вас разочаровался, срочно отписываюсь от "rss"-ленты - такую фигню читать не намерен
Анонимус, вернись, я всё прощу! ;-)
@scorry комментирует...
Процесс, описанный в статье, трудно не заметить. Особенно находясь в полиграфической среде.
Автор не подозревал, что всё настолько серьёзно. Потому, собственно, и написал.
За ссылку на фильм спасибо, надо будет посмотреть.
Он довольно интересен, хотя местами несколько пафосен.
Если всё время на тему Debian писать и дебилом стать недолго :D
@AntonCH комментирует...
Если всё время на тему Debian писать и дебилом стать недолго :D
Вроде того. Тем более, что в общем для меня это было интересным в плане серьёзности ситуации. Для меня блог - средство отдыха и общения, так сказать полезная графомания для души.
Ну и в общем почти всё о непосредственно Дебиане, что я хотел, уже написал за 6 лет. Будущие посты - скорее о комфортной работе в Дебиане, чем о нём самом.
Да, мир изменился. Сам работаю в муниципальной газете. Тираж падает в течение десяти лет, медленно и неуклонно — был около 16 тыс. экз. а сейчас флюктуирует между 11-12 тыс. Газету покупают в основном пенсионеры и то ради частных объявлений типа купи-продай-услуги и телепрограммы.
Напрашивается аналогия с извечным противостоянием «СПО vs. ППО»
Бизнес-модель газеты — авторитарна по своей сути это «собор». В храме все внемлют пастырю и молчат каждый про свое. Я уже не говорю о привязке к «вендору» в лице муниципальных органов власти. Делаются попытки обратной связи, но по большому счету — не нужна она чинушам.
И до кучи — вся информация в газетах фильтруется не только на достоверность ... ну вы поняли.
Блоггеры — это «базар». Само наличие обратной связи подталкивает к активной дискуссии. Информация может быть неугодной и неудобной для официоза. Полемика может быть нешуточной и некорректной. Но эффект от нее лучше закрепляется в сознании читателя блога. Информация публикуется более быстро, для этого нет необходимости содержать штат верстальщиков, печатников, корректоров и журналистов, накладные расходы минимальны да и налоги платить не надо.
Среди блоггеров есть конечно социально-ангажированные неадекваты, публикующие непроверенную информацию, но в целом блоггерство более конструктивно и неформально подходит к подаче информации а так же способно подвигнуть людей на активной общественной жизни.
Газеты потеряли способность влиять на социальную активность общества, в этом причина падения тиражей и прибылей. Людям надо не продавать информацию, а помогать находить ответы на волнующие их вопросы. А с этим большинство газет как раз не справляется.
Заранее извиняюсь за этот неконтролируемы поток сознания. Как-то само родилось
И ещё. В качестве «видеоответа» напрашивается старая как сам Голливуд короткометражка Чарльза нашего Чаплина. Называется «Зарабатывая на жизнь». Просто безбашенная комедия раннего Чаплина, когда он не задумывался о глубоком психологизме, а просто с ходу «рожал» смешные сюжеты. Там «журналюги» совсем не «Рыцари Света и Правды». Знал бы Чаплин, что он так не далек от истины.
Отправить комментарий